Куда предоставлять аудиторское заключение за год. Годовой баланс, когда аудит обязателен. В действующем КоАП увеличится штраф за грубое ведение бухучета

В территориальное отделение статистики и налоговую инспекцию обязательно сдавать только годовую бухгалтерскую отчетность. Срок – не позднее трех месяцев после окончания отчетного года. Формы отчетности утверждены приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.

Форма 1 Кто сдает
Бухгалтерский баланс
Бухгалтерский баланс (упрощенная форма) и другие организации, которые применяют упрощенные способы ведения бухучета
Отчет о финансовых результатах Все коммерческие организации, в т. ч. малые предприятия, которые приняли решение применять общеустановленные формы бухгалтерской отчетности
Отчет о финансовых результатах (упрощенная форма) Малые предприятия и другие организации, которые применяют упрощенные способы ведения бухучета
Отчет об изменениях капитала
Отчет о движении денежных средств Все коммерческие организации 2
Пояснения к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах (в текстовой и (или) табличной формах) Все коммерческие организации 1

1 Можно использовать машиночитаемые формы (актуальные для всех организаций и для тех, кто применяет упрощенные способы ведения бухучета), хотя это не обязательно.

2 Не представляют организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухучета (например, малые предприятия) при отсутствии данных, без знания которых невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности (п. 6 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н, ч. 4 ст. 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Как, куда сдавать годовую отчетность - баланс, отчет о финансовых результатах 2018 - 2019

Все компании, независимо от системы налогообложения должны сдать в статистику (Росстат) только за 2018 год и в налоговую ИФНС бухгалтерскую отчетность за 2018 год. И даже те компании, которые на упрощенке (УСН).

Для вновь созданных, новых организаций , согласно закона 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", в случае, если государственная регистрация экономического субъекта, за исключением кредитной организации, произведена после 30 сентября , первым отчетным годом является, если иное не установлено экономическим субъектом, период с даты государственной регистрации по 31 декабря календарного года, следующего за годом его государственной регистрации, включительно.


Бухгалтерскую отчетность будут принимать только через интернет

Организациям и предпринимателям, которые обязаны вести бухучет, не придется представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в Росстат. Сдавать бухгалтерскую отчетность нужно будет только в налоговые органы, причем только через интернет (по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота). Соответствующие поправки в закон о бухучете внесены Федеральным законом от 28.11.18 № 444-ФЗ.

Начиная с отчетности за 2019 год обязательный экземпляр годовой бухгалтерской отчетности в налоговую необходимо будет сдавать только через интернет (по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота). Для субъектов малого предпринимательства предусмотрено исключение: за 2019 год данная категория организаций и ИП сможет отчитаться как в электронном виде, так и на бумажном носителе, но начиная с отчетности за 2020 год - только через интернет.

Бухгалтерскую отчетность в Росстат отменят с 2020 года

С 2020 года организациям и предпринимателям не придется представлять балансы в Росстат. Обязательный экземпляр бухгалтерской отчетности нужно будет сдавать только в налоговую инспекцию по месту нахождения экономического субъекта.

КУДА нужно сдавать бухгалтерскую отчетность?

Сдавать необходимо пока в два адреса, места.


1 . Обязанность сдать обязательный экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики (Росстат ) только за 2018 год по месту государственной регистрации возникает согласно закона о бухгалтерском учете 402-ФЗ.

2 . А вот второй экземпляр бухгалтерской отчетности - баланса и отчета о финансовых результатах необходимо сдавать в налоговую инспекцию - ФНС РФ. Эта обязанность возникает согласно . Где сказано в п/п 5 п.1 , что налогоплательщик обязан представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года

Примечание : За исключением случаев, когда организация в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" не обязана вести бухгалтерский учет. К ним, в частности, относятся ИП - предприниматели.

Когда АУДИТ бухотчетности ОБЯЗАТЕЛЕН, кто может проводить аудит

Обязательная аудиторская проверка проводится, если организация является:

  • акционерным обществом;
  • профессиональным участником рынка ценных бумаг либо ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
  • страховой компанией;
  • негосударственным пенсионным фондом (или его управляющей компанией);
  • кредитной организацией.

Для всех остальных организаций (за исключением органов власти, а также государственных (муниципальных) учреждений) аудит обязателен, если, например:

  • организация предоставляет (публикует) консолидированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (кроме государственного внебюджетного фонда);
  • объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за предшествующий отчетному год превышает 400000000 руб. (кроме сельхозкооперативов и их союзов, а также государственных (муниципальных) унитарных предприятий);
  • сумма активов баланса на конец предшествующего отчетному года превышает 60000000 руб. (кроме сельхозкооперативов и их союзов, а также государственных (муниципальных) унитарных предприятий);
  • если такая обязанность закреплена другими федеральными законами (например, для эмитентов ценных бумаг обязанность проводить аудит установлена пунктом 9 статьи 22 Закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ, а для организаторов азартных игр частью 12 статьи 6 Закона от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ).

Полный перечень случаев, когда необходимо проводить обязательный аудит, приведен в части 1 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ .

Минфин опубликовал перечень случаев обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности

Примечание : Информация Минфина от 20.01.2016 № ИС-аудит-1

Обязательный аудит бухотчетности-2018: кто должен проходить

Новый перечень насчитывает 73 случая, в которых проводится обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности. В частности, аудит бухотчетности за минувший год обязаны пройти акционерные общества, государственные компании, банки, страховщики, клиринговые организации, НПФ, операторы лотерей, организаторы азартных игр, застройщики, туроператоры и др.

Проводить обязательный аудит вправе только аудиторские организации

При выборе аудиторской организации (индивидуального аудитора):

  • убедитесь в том, что она является членом саморегулируемой организации аудиторов. В противном случае аудиторская организация (индивидуальный аудитор) не вправе проводить аудит, оказывать сопутствующие аудиту услуги (ч. 2 ст. 23 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ);
  • убедитесь в ее независимости (ч. 1 ст. 8 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Чтобы убедиться в том, что аудиторская организация является членом саморегулируемой организации, можно запросить у нее документы, свидетельствующие о членстве в одной из них. С государственным реестром саморегулируемых организаций аудиторов можно ознакомиться на официальном сайте Минфина России www.minfin.ru

Представление аудиторского заключения в Росстат и налоговую инспекцию

Как действовать организации, не подлежащей обязательному аудиту, если Росстат запросил у нее аудиторское заключение

Если в соответствии с действующим законодательством бухгалтерская (финансовая) отчетность не подлежит обязательному аудиту, то организация не обязана давать пояснения. НО... Вместе с тем, если территориальный орган Росстата все же запросил аудиторское заключение, то игнорировать данный запрос не стоит . Как заявили авторы письма от 04.12.17 № 04-4-04-4/136-СМИ, в такой ситуации организация должна предоставить в статистику соответствующие разъяснения (о том, что у нее отсутствует обязанности направлять аудиторское заключение).

Если организация обязана проводить аудит, то она должна представить аудиторское заключение вместе с бухгалтерской отчетностью в территориальное подразделение Росстата. Сделать это нужно согласно части 2 статьи 18 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ:

  • либо одновременно с подачей бухгалтерской отчетности;
  • либо отдельно, но не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, и не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

Примечание : если не сдать в Росстат аудиторское заключение (представить с опозданием), будет взыскан административный штраф.

Подавать аудиторское заключение в налоговую инспекцию не требуется, так как аудиторское заключение не входит в состав бухгалтерской отчетности, обязательной для представления в инспекцию. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 30 января 2013 г. № 03-02-07/1/1724 и УФНС России по г. Москве от 31 марта 2014 г. № 13-11/030545, от 20 января 2014 г. № 16-15/003855.

Могут ли организации, которые обязаны проводить аудит, составлять бухгалтерскую отчетность по упрощенным формам

Организациями, которые подпадают под обязательный аудит , например, это акционерные общества (в т. ч. малые предприятия) и ООО с суммой активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года больше 60 млн руб. не могут составлять бухгалтерскую отчетность по упрощенным формам .

Причина в том, что отчетность любых акционерных обществ (как публичных, так и непубличных) и ООО с валютой баланса свыше 60 млн руб. подлежит обязательному аудиту. А те организации, которые обязаны проводить аудит, не вправе применять упрощенные формы бухгалтерского учета и отчетности. Данные требования закреплены в Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и пункте 1 части 1 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.

Срок сдачи бухгалтерской отчетности: баланс, отчет о финансовых результатах?

Обязанность по представлению годовой бухгалтерской отчетности в налоговые органы закреплена за организациями подпунктом 5 пункта 1 НК РФ. По общему правилу, документы необходимо подать не позднее трех месяцев после окончания отчетного года. Но Налоговый кодекс не определяет способ представления бухотчетности (на бумаге или в электронном виде) и не обязывает ФНС России разрабатывать электронные форматы такой отчетности. Тем не менее, налоговики подготовили рекомендуемые форматы представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронной форме. Они утверждены приказом ФНС России от 20.03.17 № ММВ-7-6/228@ .


Сдавать Баланс за 2016 г. для статистики нужно будет только электронно

Крупные и средние компании смогут сдать баланс за 2015 год в Росстат только через интернет. Это следует из законопроекта, который ведомство вынесло на всеобщее рассмотрение (regulation.gov.ru). Поправки скорее всего будут приняты.

По планам Росстата баланс и аудиторское заключение за 2015 год (если оно нужно) организации с выручкой более 800 млн в год и численностью от 100 человек будут обязаны подавать в электронном виде.

Малые компании с выручкой от 150 до 800 млн рублей и штатом от 15 до 100 человек на сдачу электронного баланса перейдут начиная с отчетности за 2016 год.

Микропредприятия:24: , где трудится менее 15 человек и чья годовая выручка не превышает 150 млн рублей, и дальше смогут сдавать балансы в Росстат на бумаге.


Статья поможет узнать, кто обязан представить статистическую отчетность в Росстат на сайт статистики. Порядок и сроки представления статотчетности. Какими способами можно сдать статистическую форму.

В каком составе сдавать бухгалтерскую отчетность в отделение Росстата и налоговую?

Бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и все приложения к ним. Сдать формы необходимо в то отделение Росстата - статистики, где зарегистрирована организация. Срок - не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, как и в налоговую инспекцию. То есть за 2018 год - до 31 марта 2019 года включительно.

Сервис раскрытия информации: финансовая отчетность, бухгалтерские балансы и все другие формы бесплатно.


Статья поможет составить баланс, рассмотрены подробно остатки и обороты, по каким счетам составляют Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах для субъектов малого предпринимательства (Форма КНД 0710098). Скачать бланки баланса и отчета о финансовых результатах. Упрощенная бухгалтерская отчетность для малых предприятий. Скачать программу Налогоплательщик версии 4.45.2

Отчетность через интернет. Контур.Экстерн

ФНС, ПФР, ФСС, Росстат, РАР, РПН. Сервис не требует установки и обновления - формы отчетности всегда актуальны, а встроенная проверка обеспечит сдачу отчета с первого раза. Отправляйте отчеты в ФНС прямо из 1С!


  • Приведены формы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах субъектов малого предпринимательства. Бухгалтерская отчетность 2018 - 2019 , малые предприятия.

  • Формы федерального статистического наблюдения с указаниями по их заполнению в формате Excel и Word за 2018 - 2019 г. в Госкомстат: 1-натура-БМ, 1-ВЭС, МП(микро), 1-ИП, 4-ТЭР, 11-ТЭР, 6-ТП, 1-алкоголь, ПМ-пром, 1-НАНО, 5-З, П-5(м) .
  • Вопрос:

    Какая ответственность предусмотрена в 2016 г. за непроведение обязательного аудита? Организация является акционерным обществом.

    Ответ:

    В 2016 г. налоговый орган не вправе оштрафовать организацию за непредставление аудиторского заключения по п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ. Территориальный орган Росстата за непредставление в соответствии с ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) аудиторского заключения к отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, может привлечь организацию и ее руководителя или главного бухгалтера к ответственности согласно ст. 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а именно вынести предупреждение или наложить штраф: на должностных лиц в сумме от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц в сумме от трех тысяч до пяти тысяч рублей. Банк России может применить санкции в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификации на срок от одного года до двух лет, а на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей, в случае если акционерное общество не освобождено от исполнения обязанности по раскрытию и предоставлению информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, или если суд не смягчит наказание и не снизит минимальный предел штрафа.

    Обоснование:

    Разберем по ведомствам, кто потенциально может попытаться привлечь организацию к ответственности за непредставление аудиторского заключения.

    Ответственность, вменяемая налоговым органом

    В соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст. ст. 119 , 129.4 и 129.6 НК РФ, а также п. 1.1 и п. 1.2 ст. 126 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере двухсот рублей за каждый непредставленный документ.

    В силу ч. 1 ст. 14 Закона N 402-ФЗ годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

    В то же время согласно ч. 2 ст. 18 Закона N 402-ФЗ обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода, и при представлении обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

    Вместе с тем, по мнению УФНС России по г. Москве, норма ч. 2 ст. 18 Закона N 402-ФЗ относится только к обязательному экземпляру бухгалтерской (финансовой) отчетности, представляемому в орган государственной статистики по месту государственной регистрации. На основании изложенного чиновники считают, что в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, представляемой в налоговые органы, аудиторское заключение включать не нужно вне зависимости от факта публикации бухгалтерской отчетности (Письма УФНС России по г. Москве от 31.03.2014 N 13-11/030545 , от 20.01.2014 N 16-15/003855 ). Ранее подобную позицию высказывал также Минфин России (Письмо Минфина России от 30.01.2013 N 03-02-07/1/1724).

    Таким образом, учитывая позицию ведомств, организация, подлежащая обязательному аудиту, не обязана представлять в налоговые органы аудиторское заключение вместе с бухгалтерской отчетностью. В таком случае налоговый орган не вправе оштрафовать организацию за непредставление аудиторского заключения по п. 1 ст. 126 НК РФ.

    Ответственность, вменяемая территориальным органом Росстата

    Непредставление в соответствии с ч. 2 ст. 18 Закона N 402-ФЗ аудиторского заключения к отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, грозит вынесением предупреждения или наложением штрафов на организацию и ее руководителя или главного бухгалтера согласно ст. 19.7 КоАП РФ.

    В силу нормы ст. 19.7 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде влечет предупреждение или наложение административного штрафа: на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

    Ответственность, вменяемая Банком России, до сентября 2013 г. - Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР)

    Согласно п. 1 ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ) публичное общество обязано в том числе раскрывать сведения, определяемые Банком России. В соответствии с п. 2 ст. 92 Закона N 208-ФЗ обязательное раскрытие информации обществом, включая непубличное общество, в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены Банком России.

    До сентября 2013 г. контроль за деятельностью акционерных обществ был подведомственен Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР). Однако Указом Президента РФ от 25.07.2013 N 645 "Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации" она была упразднена, а ее функции были переданы Банку России. До замены Банком России нормативных документов по регулированию, контролю и надзору в сфере финансового рынка продолжают действовать документы, утвержденные ФСФР.

    В силу п. 1 ст. 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 39-ФЗ) под раскрытием информации на рынке ценных бумаг понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию.

    Согласно п. 26 ст. 30 Закона N 39-ФЗ состав и объем информации, порядок и сроки ее раскрытия и предоставления на рынке ценных бумаг, а также порядок и сроки представления отчетов профессиональными участниками рынка ценных бумаг определяются нормативными актами Банка России.

    Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденное Банком России 30.12.2014 N 454-П (далее - Положение), устанавливает требования к раскрытию информации о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг, информации в форме проспекта ценных бумаг, консолидированной финансовой отчетности эмитента ценных бумаг, ежеквартального отчета эмитента ценных бумаг, информации о существенных фактах эмитента ценных бумаг, иной информации об исполнении обязательств эмитента и осуществлении прав по размещаемым (размещенным) ценным бумагам, а также требования к порядку обязательного раскрытия информации акционерными обществами.

    В соответствии с п. 69.1 Положения акционерное общество, которое обязано раскрывать информацию в соответствии с п. 1 ст. 92 Закона N 208-ФЗ, а также акционерное общество, осуществившее (осуществляющее) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг (далее именуются вместе акционерные общества), помимо иной информации, предусмотренной настоящим Положением, обязаны раскрывать: годовой отчет акционерного общества; годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность акционерного общества вместе с аудиторским заключением, выражающим в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности, если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту; устав и внутренние документы акционерного общества, регулирующие деятельность его органов; сведения об аффилированных лицах акционерного общества; решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг акционерного общества; дополнительные сведения, предусмотренные гл. 75 Положения.

    Также согласно п. 71.3 Положения годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества должна состоять из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

    В случае если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна раскрываться вместе с аудиторским заключением, выражающим в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности.

    В свою очередь, в силу п. 71.4 Положения годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества раскрывается путем опубликования ее текста на странице в сети Интернет в срок не позднее трех дней с даты ее составления, но не позднее трех дней с даты истечения установленного законодательством Российской Федерации срока представления обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, а в случае если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту, - не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, выражающего в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности.

    Согласно п. 2.13 Положения, в случае если эмитент не раскрывает какую-либо информацию, раскрытие которой требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением, в том числе не указывает такую информацию в сообщениях, опубликование которых является обязательным в соответствии с настоящим Положением, и (или) в проспекте ценных бумаг, в отчете (уведомлении) об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, в ежеквартальном отчете, эмитент должен указать основание, в силу которого такая информация эмитентом не раскрывается. Отсутствие информации, подлежащей раскрытию в соответствии с настоящим Положением, без достаточных на то оснований является основанием для привлечения эмитента к ответственности, а также для установления ограничений на обращение ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Так, ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ определяет, что нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному предоставлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей.

    Однако тут следует отметить, что Конституционный Суд РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 N 4-П) указал, что минимальный размер административного штрафа за административные правонарушения, который установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией.

    В то же время Конституционный Суд РФ полагает, что принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке. Если же административное наказание за совершение административного правонарушения было назначено иным компетентным органом, должностным лицом, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер административной ответственности), рассмотрев соответствующее заявление юридического лица, также не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему административного штрафа.

    Позиция Конституционного Суда РФ позволяет теперь судам снижать минимальные штрафы для организаций по подобным правонарушениям.

    Также тут необходимо обратить внимание на следующий факт. Законами N N 39-ФЗ и 208-ФЗ предусмотрены случаи освобождения от исполнения обязанности раскрывать или предоставлять информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о ценных бумагах (ст. 92.1 Закона N 208-ФЗ, ст. 30.1 Закона N 39-ФЗ).

    Подытоживая все вышесказанное, можно заключить следующее. Налоговый орган не вправе оштрафовать организацию за непредставление аудиторского заключения по п. 1 ст. 126 НК РФ. Территориальный орган Росстата за непредставление в соответствии с ч. 2 ст. 18 Закона N 402-ФЗ аудиторского заключения к отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, может привлечь организацию и ее руководителя или главного бухгалтера к ответственности согласно ст. 19.7 КоАП РФ, а именно вынести предупреждение или наложить штраф: на должностных лиц в сумме от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - в сумме от трех тысяч до пяти тысяч рублей. Банк России может применить самые серьезные санкции в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификации на срок от одного года до двух лет; а на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей. Если, конечно, акционерное общество не освобождено от исполнения обязанности по раскрытию и предоставлению информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, или если суд не смягчит наказание и не снизит минимальный предел штрафа.

    Сроки сдачи отчетности и аудиторского заключения в статистику не поменялись

    Если бухгалтерская отчетность фирмы подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение представляется в орган статистики (п. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"):

    • либо вместе с данной отчетностью (не позднее трех месяцев после окончания отчетного года) по 31 марта 2016 года;
    • либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

    То есть аудиторскую проверку отчетности за 2015 год фирма вправе проводить в течение всего 2016 года.

    В 2016 году аудиторское заключение в налоговую инспекцию не сдается

    С 2013 г. организации не обязаны представлять аудиторское заключение в ИФНС вместе с годовой отчетностью, поскольку оно не входит в состав бухгалтерской отчетности (Письмо УФНС по г. Москве от 20.01.2014 N 16-15/003855). Соответственно, оштрафовать налогоплательщиков по ст. 126 НК РФ за непредставление аудиторского заключения налоговики не вправе.

    В действующем КоАП увеличится штраф за грубое ведение бухучета

    Госдума РФ 4 декабря 2015 года приняла в первом чтении поправки в ст. 15.11 действующего КоАП РФ (Законопроект № 890123-6). Расширяется понятие грубого нарушения требований к бухучету. К данному деянию будет отнесено:

    1. Занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухучета (этот пункт присутствует и сейчас)
    2. Искажение любого показателя бухгалтерской отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10% (сейчас это "искажение любой статьи (строки) формы бухотчетности не менее чем на 10%")
    3. Регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни, мнимого, притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухучета
    4. Ведение счетов бухучета вне применяемых регистров бухучета
    5. Составление бухгалтерской отчетности не на основе данных регистров бухучета
    6. Отсутствие у организации первичных учетных документов и (или) регистров бухучета и (или) бухотчетности и (или) аудиторского заключения о бухотчетности в течение установленных сроков хранения таких документов

    Перечисленные в пунктах 3-5 виды нарушений в ныне действующей редакции статьи 15.11 КоАП РФ не предусмотрены.

    Штраф на должностных лиц предлагается установить в пределах от 5 до 10 тыс. руб. (сейчас - от 2 до 3 тыс. руб.).

    За повторное нарушение в течение календарного года предлагается установить штраф от 10 до 20 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет (в ныне действующей редакции санкций за повторное нарушение не предусмотрено).

    Напоминаем, что указанная ответственность не будет применяться если отчетность будет своевременно исправлена, в том числе через подачу уточненной налоговой декларации (пересмотренной бухгалтерской отчетности).

    В новом КоАП появится штраф за несвоевременную сдачу аудиторского заключения и отчетности в статистику

    Законопроект № 957581-6 «КоАП РФ» внесен в Госдуму 18 декабря 2015г. Статьей 29.30 проекта нового КоАП РФ предусмотрена ответственность за непредставление или несвоевременное представление (представление не в полном составе) обязательного экземпляра годовой бухгалтерской отчетности в органы статистики и другие нарушения порядка ее представления, предполагаются ввести штрафы в размере:

    • на ИП от 2 до 5 тыс. руб.;
    • на должностных лиц - от 5 тыс. до 10 тыс. руб.;
    • на юрлиц - от 10 тыс. до 30 тыс. руб.;

    Там же предусмотрено, что не представление (несвоевременное представит) в Росстат аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности, подлежащей обязательному аудиту , планируется наказывать штрафами в размерах:

    • на ИП от 25 до 40 тыс. руб.;
    • на должностных лиц от 50 тыс. до 100 тыс. руб.;
    • на юрлиц от 100 тыс. до 200 тыс. руб.

    Напомним, что сейчас в КоАП прямых санкций за отсутствие (несвоевременную сдачу аудиторского заключения) нет. Штраф взимается органом статистики в силу нормы ст. 19.7 КоАП РФ - непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности.

    Указанное деяние влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

    • на граждан в размере от 100 до 300 руб.;
    • на должностных лиц - от 300 до 500 руб.;
    • на юридических лиц - от 3 тыс. до 5 тыс. руб.

    Кроме того, в настоящее время установлены внушительные административные штрафы (до 1 млн руб.) за нарушения, связанные с представлением и раскрытием информации о компании (п. 1, 2 ст. 15.19, п. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ).

    Государством взят курс на повышение требований к бухучету, квалификации бухгалтерского персонала, пресечению грубых нарушений при ведении бухучета и составлении отчетности на фоне многочисленных банкротств предприятий и банков, борьбы с фирмами однодневками, ожидается усиление административной ответственности за нарушения в сфере бухгалтерского законодательства, представления бухотчетности и аудиторского заключения. Поэтому нельзя исключать, что вышеперечисленные поправки в КоАП, будут приняты уже в 1 квартале 2016 года.

    Аудиторы и эксперты компании «Правовест Аудит» осуществляют ежедневный мониторинг законодательных актов с целью своевременного информирования наших клиентов о важных изменениях налогового и бухгалтерского законодательства.

    Кто проводит обязательный аудит, куда сдавать аудиторское заключение к бухгалтерской отчетности за 2015 год и в какие сроки? Ответы на эти вопросы - в статье.

    Кто проводит обязательный аудит

    Аудит обязаны проводить все компании, которые получили в 2014 выручку больше 400 млн рублей или отразили валюту баланса более 60 млн рублей. Эти показатели не зависят от организационной формы и вида деятельности.

    Кроме того, аудит обязаны проводить все акционерные общества, кредитные организации, компании, которые публикуют консолидированную отчетность и т. д.

    Полный список Минфин публикует на своем сайте. Ознакомиться с ним можно .

    Куда сдавать аудиторское заключение в 2016 году

    Аудиторское заключение надо сдать в отделение статистики (п. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

    Сдавать заключение в инспекцию закон не требует. К тому же оно не входит в состав отчетности. Так считают и в Минфине (письмо от 30.01.2013 № 03-02-07/1/1724). Такого же мнения придерживаются некоторые инспекторы на местах (письмо УФНС России по г. Москве от 20.01.2014 № 16-15/003855).

    Но на практике часто налоговики просят документ. Поэтому безопаснее уточнить в своей инспекции, нужно ли им заключение.

    Сроки сдачи аудиторского заключения в 2016 году

    Аудиторское заключение надо сдать вместе с годовой бухгалтерской отчетностью. А если компания провела аудит позже 31 марта, то в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за его датой, но не позднее 31 декабря 2016 года (п. 2 ст. 18 закона № 402-ФЗ).

    Если компания сдаст в статистику отчетность без заключения, ее могут оштрафовать на 5000 рублей, а руководителя - на 500 рублей.

    Штрафовать за нарушение будут по статье 19.7 КоАП РФ (письмо Росстата от 16.02.2016 № 13-13-2/28-СМИ). Такой же штраф возможен, если компания сдаст аудиторское заключение с опозданием.

    Как выбрать аудитора

    В некоторых компаниях аудит вправе проводить только организации, в штате которых работает аудитор с аттестатом, выданным после 1 января 2011 года. Например, публичные акционерные общества, банки, страховщики и др. В других компаниях аудит может провести любая аудиторская компания и даже индивидуальный аудитор. Например, в ООО. К аудиторам предъявляют и другие требования. Например, он не может быть родственником главбуха или директора компании (ст. 8 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

    В день вручения решения о проведении проверки (25 декабря 2014 года) компания также получила от ИФНС требование о представлении документов. По заявлению налогоплательщика срок их представления был продлен до 2 февраля 2015 года. Проверка была приостановлена с 26 декабря по 3 марта. При этом 30 января компания сообщила инспекции, что истребуемые документы подготовлены и находятся по месту проведения проверки, а 19 февраля и 11 марта представила в инспекцию их копии.

    Инспекция указала на несвоевременное представление документов и привлекла компанию к ответственности по статье 126 НК в виде штрафа в размере 86,8 тысяч рублей.

    Суды трех инстанций (дело № А55-24924/2015) отменили решение налоговиков, указав, что в статье 93 НК отсутствует прямое указание на необходимость представления налогоплательщиком документов непосредственно в налоговую инспекцию, следовательно, документы могут быть представлены на территории налогоплательщика.

    В данном случае выездная проверка проводилась на его территории, следовательно, компания своевременно уведомила инспекцию о представлении документов.

    Суды пояснили, что требование о представлении документов должно содержать достаточно определенные данные о документах, имеющих отношение к проверке. Именно за непредставление таких документов предусмотрена ответственность по статье 126 НК. Спорное требование не содержит конкретного количества запрашиваемых документов и их реквизитов. Неправомерно также то, что инспекция исчислила штраф исходя из количества фактически представленных, а не запрошенных документов, что, по мнению судов, создает неравное положение между налогоплательщиком, представившим документы, и налогоплательщиком, отказавшимся от их представления. Инспекцией не были запрошены оборотно-сальдовые ведомости, карточки счетов в разрезе структурных подразделений, а самостоятельно изъявил желание и представил их.

    Кроме того, инспекция неправомерно привлекла компанию к ответственности за непредставление аудиторских заключений по бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2011 - 2013 годы. Суды установили, что данные документы были представлены в инспекцию ранее, а также указали, что аудиторское заключение не входит в состав бухгалтерской отчетности (часть 1 статьи 14 закона о бухучете).

    В решении кассации (Ф06-10616/2016 от 25.07.2016) указано: «аудиторское заключение не является документом, служащим основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документом, подтверждающим правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, и, следовательно, у налогового органа не было оснований налагать штраф по пункту 1 статьи 126 Кодекса на общество за его непредставление».