Образец аудиторского заключения с оговоркой по мса. Завершение аудиторской проверки. Надлежащий характер выбранной учетной политики

Данные в свободных источниках, найденные в 2018 году

Примерные формы аудиторского заключения предназначены для использования при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности и оказании других услуг по аудиту информации в соответствии со стандартами аудиторской деятельности. Примерные формы аудиторского заключения могут быть использованы аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами с учетом конкретных условий аудиторских заданий, особенностей аудируемого лица и состояния законодательства Российской Федерации.

Аудиторские заключения (примерные формы), включенные в сборник, одобрены Советом по аудиторской деятельности и предназначены для использования при проведении аудита бухгалтерской отчетности, отчетности специального назначения и оказании других услуг по аудиту прочей финансовой информации в соответствии с Международными стандартами аудита. Указанные формы документов должны применять аудиторские организации, индивидуальные аудиторы с учетом конкретных условий аудиторских заданий, особенностей аудируемого лица и состояния законодательства РФ.

Скачать аудиторские заключения (примерные формы) о бухгалтерской (финансовой) отчетности версия 5/2016) (docx. Дата публикации документа: 30.06.2017. Дата изменения: 30.06.2017 )

Скачать аудиторские заключения (примерные формы) в соответствии с Международными стандартами

(docx. Дата публикации документа: 15.06.2017. Дата изменения: 15.06.2017 )

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СОВЕТ ПО АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СБОРНИК ПРИМЕРНЫХ ФОРМ АУДИТОРСКИХ ЗАКЛЮЧЕНИЙ, СОСТАВЛЕННЫХ В СООТВЕТСТВИИ В МЕЖДУНАРОДНЫМИ СТАНДАРТАМИ АУДИТА (версия 2/2017)

Настоящий Сборник содержит примерные формы аудиторских заключений, разработанные в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» и Международными стандартами аудита, введенными в действие для применения на территории Российской Федерации приказами Минфина России. Данные примерные формы одобрены Советом по аудиторской деятельности 12 декабря 2016 г.(протокол № 28, раздел VI) и 6 июня 2017 г. (протокол № 34, раздел II).
Примерные формы аудиторских заключений предназначены для использования при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, отчетности специального назначения и оказании других услуг по аудиту прочей финансовой информации в соответствии с Международными стандартами аудита. Примерные формы аудиторских заключений должны использоваться аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами с учетом конкретных условий аудиторских заданий, особенностей аудируемого лица и состояния законодательства Российской Федерации.

Пример аудиторского заключения по международным стандартам аудита МСА на русском

Пример аудиторского заключения по международным стандартам аудита МСА

Пример аудиторского заключения по международным стандартам аудита МСА

ОТЧЕТ НЕЗАВИСИМОГО АУДИТОРА

[Соответствующий адресат]

Мы провели аудит прилагаемой консолидированной финансовой отчетности Компании ABC и ее дочерних компаний (далее «Группа»), которая включает консолидированный отчет о финансовом положении по состоянию на 31 декабря 201Х года, и консолидированный отчет о совокупном доходе, консолидированный отчет об изменениях в капитале, консолидированный отчет о движении денежных средств за год, закончившийся на указанную дату, а также информацию о существенных аспектах учетной политики и другие примечания к консолидированной финансовой отчетности.

Ответственность руководства субъекта в отношении финансовой отчетности
Ответственность за подготовку и достоверное представление данной консолидированной финансовой отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности несет руководство Группы. Эта ответственность включает: разработку, внедрение и поддержание системы внутреннего контроля, необходимой по мнению руководства для подготовки и достоверного представления консолидированной финансовой отчетности, не содержащей существенных искажений, вызванных мошенничеством или ошибкой; выбор и применение надлежащей учетной политики; и обоснованность расчетных оценок.

Ответственность аудиторов
Наша ответственность заключается в выражении мнения о данной консолидированной финансовой отчетности на основании проведенного нами аудита. Мы провели аудит в соответствии с Международными стандартами аудита. Данные стандарты обязывают нас выполнять этические требования, а также планировать и проводить аудит таким образом, чтобы обеспечить разумную уверенность в том, что прилагаемая консолидированная финансовая отчетность не содержит существенных искажений.

Аудит включает выполнение процедур для получения аудиторских доказательств в отношении сумм и информации, представленных в финансовой отчетности. Выбранные процедуры зависят от суждения аудитора, включая оценку рисков существенных искажений в финансовой отчетности, вызванных мошенничеством или ошибкой. При оценке этого риска аудитор рассматривает аспекты внутреннего контроля в отношении подготовки и достоверного представления компанией финансовой отчетности с тем, чтобы определить процедуры аудита, необходимые в конкретных обстоятельствах, а не для выражения мнения об эффективности системы внутреннего контроля компании. Аудит также включает оценку уместности выбранной учетной политики и обоснованности бухгалтерских оценок, сделанных руководством, и оценку представления финансовой отчетности в целом.

Мы считаем, что полученные нами аудиторские доказательства, являются достаточными и надлежащими для выражения нашего аудиторского мнения.

Заключение
По нашему мнению, консолидированная финансовая отчетность во всех существенных аспектах достоверно отражает финансовое положение Группы на 31 декабря 201Х г., а также ее финансовые результаты и движение денежных средств за год, закончившийся на указанную дату, в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.

[Подпись аудитора]
[Дата аудиторского заключения]
[Адрес аудитора]

Наши услуги по МСА - см. раздел: Главная > Услуги > Список услуг > МСФО >

Анастасия Терехина АССА, старший менеджер департамента аудита, Mazars Russia

Вероника Андреева специалист департамента Аудита (Банки), Mazars Russia

Журнал «Учет и контроль », №7 за 2016 год

Аудиторское заключение представляет собой финальный результат аудита. Многие пользователи финансовой отчетности и стейкхолдеры призывали к тому, что аудиторское заключение должно быть более информативным и актуальным. Возросла критика в адрес стандартизированной формулировки аудиторского мнения, появилась необходимость в таких аудиторских заключениях, которые будут более прозрачными и будут учитывать индивидуальные особенности клиента.

Эти запросы были учтены Комитетом по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности информации (IAASB) Международной федерации бухгалтеров (МФБ), и пересмотренный набор аудиторских стандартов в отношении аудиторских заключений был выпущен в 2015 году. Они применимы для компаний, финансовый год которых заканчивается 15 декабря 2016 года или после этой даты.

Основные изменения в новом аудиторском заключении

Рис. 1. Ключевые нововведения

Основное влияние на аудиторское заключение с точки зрения времени, потраченного на его подготовку для компаний, акции которых котируются на бирже

Одним из нововведений пересмотренного набора аудиторских стандартов является ответственность аудитора сообщать о Ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении, эта тема рассматривается в новом МСА: МСА 701.

Это новое обязательство подробно изложено в следующей главе «Фокус на Ключевых вопросах аудита».

Фокус на непрерывности деятельности

Теперь мы обязаны добавлять дополнительную информацию, касающуюся непрерывности деятельности, в аудиторское заключение.

Всегда:

  • Описание ответственности руководства и аудитора в отношении непрерывности деятельности в разделах, посвященных ответственности руководства и ответственности аудитора;
    • ответственность руководства за оценку способности предприятия продолжать непрерывно свою деятельность и оценку того, является ли использование допущения о непрерывности деятельности целесообразным, а также ответственность за раскрытие вопросов, касающихся непрерывности деятельности, если это применимо;
    • ответственность аудитора за заключение о целесообразности использования руководством принципа непрерывности деятельности и решение на основании полученных аудиторских доказательств о том, существует ли значительная неопределенность в отношении событий или условий, которые могут вызвать существенные сомнения в способности предприятия продолжать свою деятельность.

Если аудитор выявил вопросы, связанные с непрерывностью деятельности, в том числе «потенциальную опасность» (=если были идентифицированы события или условия, которые могут вызвать значительные сомнения в способности предприятия продолжать свою деятельность в обозримом будущем, но на основе полученных аудиторских доказательств аудитор приходит к выводу о том, что существенная неопределенность отсутствует).

  • Аудитор может определить подобные вопросы Ключевыми вопросами аудита и затем внести их в раздел аудиторского заключения «Ключевые вопросы аудита» (глава II «Фокус на Ключевых вопросах аудита»).

Когда значительная неопределенность существует и раскрыта должным образом:

  • Дополнительный отдельный раздел под заголовком «Существенная неопределенность в отношении непрерывности деятельности». Это по природе Ключевой вопрос аудита, но раскрывается он в аудиторском заключении только в разделе «Существенная неопределенность в отношении непрерывности деятельности».

Фокус на ключевых вопросах аудита

МСА 701 по Ключевым вопросам аудита относится к аудиту компаний, акции которых котируются на бирже, и в прочих случаях, когда аудитор решает сообщить о Ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении.

Какое определение Ключевого вопроса аудита?

Ключевые вопросы аудита - это вопросы, которые, согласно профессиональному суждению аудитора, являлись наиболее значимыми для аудита финансовой отчетности за текущий период. Ключевые вопросы аудита выбираются из вопросов, о которых были проинформированы лица, отвечающие за корпоративное управление (МСА 701 §8).

Какова цель добавления раздела о Ключевых вопросах аудита в аудиторское заключение?

Целью сообщения о Ключевых вопросах аудита является повышение коммуникативной ценности аудиторского заключения за счет обеспечения большей прозрачности в отношении проведенного аудита.

Сообщение о Ключевых вопросах аудита предоставляет дополнительную информацию для предполагаемых пользователей финансовой отчетности, чтобы помочь им в понимании тех вопросов, которые, в соответствии с профессиональным суждением аудитора, имели наибольшее значение при проверке финансовой отчетности текущего периода.

Данное сообщение может также помочь предполагаемым пользователям в понимании компании и областей, где содержатся существенные оценки руководства в аудируемой финансовой отчетности (МСА 701 §2).

Как аудитор определяет Ключевые вопросы аудита?

Аудитор должен выделить из вопросов, обсужденных с лицами, отвечающими за корпоративное управление, те вопросы, которые требуют значительного внимания аудитора при проведении аудита. При принятии такого решения аудитор должен учесть следующее:

  • области повышенных и значимых рисков существенного искажения;
  • значимые суждения аудитора в отношении областей, требующих применения значимых суждений руководства, включая оценочные значения, идентифицированные как имеющие высокую неопределенность в оценке;
  • влияние значимых событий или операций, произошедших в течение периода, на проведение аудита (МСА 701 §9).

Аудитор должен определить, какие из вопросов, определенных в соответствии с параграфом 9, имеют наибольшее значение при проверке финансовой отчетности текущего периода и, следовательно, являются Ключевыми вопросами аудита (МСА 701 §10).

Что должно быть сделано аудитором для раздела «Ключевые вопросы аудита» в аудиторском заключении?

Рис. 2. Ключевые вопросы аудита
Кликните по изображению мышкой, чтобы увеличить его

Аудиторское заключение должно отвечать на следующие вопросы:

  • почему вопрос был рассмотрен как Ключевой вопрос аудита;
  • какой подход использовался к вопросу в процессе аудита;
  • ссылки на соответствующие раскрытия.

Описание того, какой подход использовался к вопросу в процессе аудита, может включать:

  • аспекты аудиторского подхода к вопросу;
  • краткий обзор проведенных процедур;
  • описание результатов аудиторских процедур;
  • ключевые наблюдения в отношении вопроса.

Как выглядит новое уадиторское заключение?

Таблица 1

Модели аудиторского заключения в МСА

МСА 700 (Формирование и представление заключения по финансовой отчетности) содержит четыре примера аудиторского заключения о финансовой отчетности.

  1. Аудиторское заключение о финансовой отчетности предприятия, акции которого котируются на бирже, подготовленной в соответствии с концепцией достоверного представления.
  2. Аудиторское заключение о консолидированной финансовой отчетности предприятия, акции которого котируются на бирже, подготовленной в соответствии с концепцией достоверного представления.
  3. Аудиторское заключение о финансовой отчетности предприятия, акции которого не котируются на бирже, подготовленной в соответствии с концепцией достоверного представления (со ссылкой на материал, который находится на веб-сайте соответствующего органа).
  4. Аудиторское заключение о финансовой отчетности предприятия, акции которого не котируются на бирже, подготовленной в соответствии с концепцией общего назначения.

МСА 570 (Непрерывность деятельности) содержит три примера аудиторского заключения в отношении непрерывности деятельности.

  1. Аудиторское заключение, содержащее не модифицированное мнение, когда аудитор пришел к выводу о том, что имеется существенная неопределенность и раскрытие информации в финансовой отчетности является адекватным.
  2. Аудиторское заключение, содержащее квалифицированное мнение, когда аудитор пришел к выводу о том, что имеется существенная неопределенность и что финансовая отчетность существенно искажена из-за ненадлежащего раскрытия информации.
  3. Аудиторское заключение, содержащее отрицательное мнение, когда аудитор пришел к выводу, что имеется существенная неопределенность и что в финансовой отчетности не раскрыта необходимая информация, что относится к существенной неопределенности.

МСА 720 (Ответственность аудитора за прочую информацию в документах, содержащих аудированную финансовую отчетность) содержит еще семь примеров аудиторского заключения.

Новые и пересмотренные стандарты, не вступившие в силу

  • МСА 260 Информирование лиц, занимающихся корпоративным управлением, об аудиторских вопросах (пересмотрен)
  • МСА 570 Непрерывность деятельности (пересмотрен)
  • МСА 700 Формирование и представление заключения по финансовой отчетности
  • МСА 701 Сообщение о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении
  • МСА 705 Модифицированное мнение в заключении независимого аудитора (пересмотрен)
  • МСА 706 Параграфы, привлекающие внимание, и параграфы, содержащие прочие сведения в заключении независимого аудитора (пересмотрен)
  • МСА 720 Ответственность аудитора за прочую информацию в документах, содержащих аудированную финансовую отчетность (пересмотрен)

Опыт новых аудиторских заключений в Великобритании

Великобритания предупредила изменения в аудиторском заключении и приняла новые стандарты в области аудита в 2013 году. Чтение аудиторских заключений 2014 года компаний Великобритании, акции которых котируются на бирже (особенно 100 ведущих компаний, используемых для расчета фондового индекса газеты «Файнэншл Таймс»), дает представление о том, что ожидается с точки зрения сообщения информации в аудиторских заключениях 2016 года.

Обратите внимание, что регулирование Великобритании выходит даже за рамки требований МСА: например, аудиторы Великобритании сообщают в аудиторском заключении о существенности и объемах аудита для аудитов групп, что не требуется МСА.

Примеры ключевых вопросов аудита

В период с июля по сентябрь 2014 года Совет по финансовой отчетности (FRC) провел детальный анализ 153 расширенных аудиторских заключений в Великобритании (63 из которых входят в 100 ведущих компаний, используемых для расчета фондового индекса газеты «Файнэншл Таймс»), которые были опубликованы к тому времени. Три основных Ключевых вопроса аудита, представленные в выборке, относятся к следующим темам:

  • обесценение активов;
  • налоги;
  • обесценение гудвилла.

Мазар также провел исследование Ключевых вопросов аудита, содержащихся в аудиторских заключениях (заключения 2014 и 2014/2015 годов) для 100 ведущих компаний, используемых для расчета фондового индекса газеты «Файнэншл Таймс» в 2014 году в Великобритании, охватывающих различные отрасли (рис. 3).

Ключевые вопросы аудита затрагивают следующие темы (размер секции пропорционален частоте возникновения вопроса)

Рис. 3. Тематика ключевых вопросов аудита
Кликните по изображению мышкой, чтобы увеличить его

Обратите внимание, что некоторые из аудиторских заключений включают в себя описание периметра Ключевых вопросов аудита и объясняют причину удаления или добавления Ключевых вопросов аудита по сравнению с предыдущим годом.

Влияние на руководство и лиц, отвечающих за корпоративное управление

Мы отметили ниже некоторые пункты, которые необходимо рассмотреть руководству / лицам, отвечающим за корпоративное управление, для того, чтобы оценить влияние нового аудиторского заключения:

  1. Какие вопросы могут быть Ключевыми вопросами аудита в аудиторском заключении?
  2. Имеются ли Ключевые вопросы аудита на карте рисков предприятия? Если нет, то почему? Есть ли необходимость для предприятия обновить свою оценку риска?
  3. Какой подход используется предприятием к Ключевым вопросам аудита и есть ли надлежащий план действий?
  4. Является ли процесс оценки способности организации продолжать деятельность в обозримом будущем целесообразным и имеются ли достаточные контроли?
  5. Является ли раскрытие в финансовой отчетности достаточным и целесообразным для предоставления соответствующей информации о Ключевых вопросах аудита и Допущении о непрерывности деятельности, особенно в случае потенциальной опасности?
  6. Что представляет собой процесс производства и управления «прочей информацией», представляемой различным стейкхолдерам и аудитору? Является ли график подходящим? Есть ли области, которые могут быть предусмотрены в процессе аудита?
  7. Назначено ли ответственное лицо за проверку согласованности «прочей информации» / «Управленческого отчета» с финансовой отчетностью? Когда?
  8. График и частота заседаний комитета по аудиту: достаточное ли проводится количество встреч и в правильное ли время для того, чтобы предвидеть новые требования к отчетности и процессу аудита?
  9. Когда проект нового аудиторского заключения будет готов с тем, чтобы руководство / лица, ответственные за корпоративное управление имело(и) время рассмотреть его? Спросили ли вы своего аудитора, как будет выглядеть ваше будущее аудиторское заключение?
  10. Являются ли потенциальные Ключевые вопросы аудита результатом несовершенных контроля или процессов и можно ли их решить? Каково влияние раскрытия этих вопросов на мнение инвесторов и других стейкхолдеров?

Фокус на необходимости предусмотрения ключевых вопросов аудита и непрерывности деятельности

Идея заключается в том, что для предварения плавного перехода, аудиторы и клиент должны начать обсуждать содержание раздела Ключевых вопросов аудита в аудиторском заключении о финансовой отчетности 2016 года в настоящее время.

Ключевые вопросы аудита, скорее всего, поднимут щепетильные темы, связанные с суждениями и оценками руководства, и в этом контексте важно, чтобы руководство продолжало предоставлять аудитору достаточные и документированные сведения о ключевых допущениях, анализе чувствительности, неопределенностях и т.д.

Лица, отвечающие за корпоративное управление / комитет по аудиту, могут запросить дополнительную информацию от руководства по темам, рассматриваемым в разделе аудиторского заключения «Ключевые вопросы аудита».

Наконец, так как «допущение о непрерывности деятельности» будет отдельно выделено в новом аудиторском заключении, это крайне важно, чтобы руководство аудируемого лица выполняло формализованную оценку уместности допущения непрерывности деятельности, даже если очевидные показатели существенной неопределенности отсутствуют.

Дополнительные требования для европейских стран

Европейский союз принял новые требования к аудиторскому заключению в рамках недавней реформы законодательства в области аудита. Законодательство вступит в силу для аудитов за финансовый год, оканчивающийся 30 июня 2017 года. Подход ЕС соответствует подходу Комитета по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности информации (IAASB), но содержит некоторые требования, которые выходят за рамки требований МСА.

Новое Европейское законодательство по аудиту включает в себя обновленные положения Европейского союза (ЕС) в отношении взаимодействия с аудитором.

  • Директива 2014/56/EU, вносящая поправки в Директиву 2006/43/EC по обязательному аудиту (2006 SAD) и содержащая серию измененных и новых требований, регулирующих все обязательные аудиты в ЕС;
  • Регламент (ЕС) № 537/2014, содержащий дополнительные требования, которые относятся исключительно к обязательному аудиту общественно значимых хозяйствующих субъектов, в дополнение к требованиям Директивы.

Дополнительные требования для Европейских стран перечислены ниже.

  • Аудиторское заключение должно включать заявление о том, что запрещенные неаудиторские услуги не предоставлялись.
  • Ключевые вопросы аудита («(i) описание наиболее значительных оцененных рисков существенного искажения, в частности оцененных рисков существенного искажения в связи с мошенничеством + (ii) резюме ответных мер аудитора в связи с этими рисками + (iii) возникающие в соответствующих случаях основные наблюдения в отношении этих рисков») должны быть описаны для общественно значимых хозяйствующих субъектов, таких как:
    • компании, ценные бумаги которых допущены к торгам на организованных рынках в Европе;
    • частные кредитные организации и страховые компании;
    • компании, определенные государствами-членами как общественно значимые, например, компании, которые имеют значительную общественную актуальность в связи с характером, размером их бизнеса или количеством сотрудников.
  • Аудитор должен подтвердить, что аудиторское заключение согласуется с дополнительным отчетом для аудиторского комитета («Внешний аудитор или аудиторская компания, выполняющая обязательный аудит общественно значимых хозяйствующих субъектов, должны предоставлять дополнительный отчет комитету по аудиту аудируемого лица» (Статья 11 Регламента (ЕС) № 537/2014).

Следует обратить внимание на то, что требования ЕС в отношении коммуникаций с комитетом по аудиту гораздо более детальные, чем включенные в МСА 260. Эта тема не рассматривается в представленном материале.

Необходимость раскрывать имя партнера по аудиту содержалась в требованиях Европейского Союза еще до выхода новых требований к аудиторскому заключению (Директива 2006/43/EC - 17 мая 2006 года).

"Финансовые и бухгалтерские консультации", 2006, N 9

С 31 декабря 2006 г. вступает в действие новая версия Международного стандарта аудита 700 (МСА 700) - МСА 700R "Независимый аудиторский отчет по проверке полного комплекта финансовой отчетности общего назначения" <1>. Этот Стандарт содержит ряд принципиальных отличий от действующего МСА 700 <2> и соответствующего ему ПСАД N 6 <3>. Различия вызваны рядом внесенных положений, отражающих изменения МСА в связи с вводом в действие новых и пересмотром действующих стандартов в период 2004 - 2006 гг.

<1> ISA 700R. The Independent Auditor"s Report on a Complete Set of General Purpose Financial Statements, Handbook of International Auditing, Assurance, and Ethics Pronouncements. - 2006 Edition, New York: IFAC, 2006. - P. 677 - 694.
<2> МСА 700 "Аудиторский отчет (заключение) по финансовой отчетности" в кн. Кодекс этики профессиональных бухгалтеров и Международные стандарты аудита, 2001 г. - Москва, МЦРСБУ, 2002. - С. 420 - 448.
<3> Правило (стандарт) аудиторской деятельности N 6 "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности" утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696.

Стандарт МСА 700R, в отличие от МСА 700 и ПСАД N 6, посвящен исключительно формированию безоговорочно положительного аудиторского заключения. Все вопросы, связанные с модификацией аудиторского заключения, вынесены в новый Стандарт МСА 701 "Изменения к независимому аудиторскому отчету" (время введения в действие этого документа пока окончательно не установлено), в котором содержатся положения по внесению модификаций в заключение в соответствии с результатами аудиторской проверки, а именно для выражения аудитором мнения с оговоркой или отрицательного мнения и для отказа от выражения мнения.

Поскольку требования ПСАД N 6 в отношении правил формирования и формы аудиторского заключения практически полностью соответствовали требованиям МСА 700, далее рассмотрим различия требований МСА 700R и ПСАД N 6. Проанализируем, чем аудиторское заключение, которое должно выдаваться по итогам аудита в соответствии с законодательством РФ, отличается от заключения, которое должно выдаваться по итогам аудита согласно МСА, для финансовой отчетности за 2006 г.

Наиболее существенные требования, сформулированные в МСА 700R, относятся к следующим элементам аудиторского заключения:

  • названию;
  • содержанию вводной части;
  • формулированию ответственности руководства аудируемого лица и аудитора;
  • указанию на применяемые стандарты и соблюдению этических принципов;
  • описанию аудиторской проверки;
  • датированию.

В соответствии с п. 17 МСА 700R к элементам аудиторского заключения относятся: наименование; адресат; вводный параграф; ответственность руководства за представленную финансовую отчетность; ответственность аудитора; мнение аудитора; прочая ответственность по подготовке отчетов; подпись аудитора; дата аудиторского заключения (отчета); адрес аудитора.

Данный перечень, по сути, отличается от требований п. 4 ПСАД N 6 к составу аудиторского заключения только требованием о включении (в случае применимости) указания на прочую ответственность аудитора по подготовке заключений. Под прочей ответственностью в соответствии с п. п. 46 - 48 МСА 700R понимается следующее: на аудитора может возлагаться дополнительная ответственность помимо выражения мнения по финансовой отчетности. Так, может потребоваться заключение по определенным вопросам, которые в ходе аудита оказались в фокусе внимания аудитора, в частности выражение мнения об адекватности учетных записей или эффективности системы внутреннего контроля аудируемого лица.

Таким образом, Стандарт требует: если в рамках аудиторского заключения по финансовой отчетности аудитор выражает мнение по вопросам, лежащим в сфере другой отчетной ответственности, он должен раскрыть диапазон этой ответственности в отдельном разделе заключения, следующем за параграфом, в котором выражается мнение.

Название аудиторского заключения (отчета)

Требования к названию аудиторского заключения в МСА 700R изменены: в названии должно содержаться четкое указание, что заключение подготовлено независимым аудитором, например "Независимое аудиторское заключение (отчет)".

Подобное указание, в соответствии с п. 19 МСА 700R, служит подтверждением того, что аудитором соблюдены все надлежащие требования профессиональной этики, касающиеся независимости. Это, в свою очередь, и отличает независимое аудиторское заключение от заключений, представляемых остальными лицами.

Независимость от аудируемого лица - обязанность аудитора как представителя общественно значимой профессии (см. п. 290.1 Кодекса этики профессиональных бухгалтеров Международной федерации бухгалтеров <1>). Соблюдению требований по обеспечению независимости посвящены также положения МСА 220 "Контроль качества для аудитов исторической финансовой информации" <2> и МСКК 1 "Контроль качества для фирм, которые проводят аудиты и обзорные проверки исторической финансовой информации, а также другие задания, обеспечивающие уверенность и связанные с сопутствующими услугами" <3>.

<1> Code of Ethics for Professional Accountants (Effective June 30, 2006), Handbook of International Auditing, Assurance, and Ethics Pronouncements. - 2006 Edition, New York: IFAC, 2006. - P. 109 - 218.
<2> ISA 220R. Quality Control for Audits of Historical Financial Information, Handbook of International Auditing, Assurance, and Ethics Pronouncements. - 2006 Edition, New York: IFAC, 2006. - P. 256 - 268.
<3> ISQC 1. Quality Control for Firms that Perform Audits and Reviews of Historical Financial Information, and other Assurance and Related Services Engagements, Handbook of International Auditing, Assurance, and Ethics Pronouncements. - 2005 Edition, New York: IFAC, 2005. - P. 148 - 174.

Вводная часть

По сравнению с ПСАД N 6 новым здесь является включение учетной политики в состав финансовой отчетности, рассматриваемой аудитором. Данное положение соответствует требованиям к составу финансовой отчетности, подготовленной согласно требованиям Международных стандартов финансовой отчетности (см. МСФО 1 "Представление финансовой отчетности").

МСА 700R (п. 22) ПСАД N 6 (п. 7)
В вводном параграфе
аудиторского отчета должны
содержаться наименование
субъекта, финансовая отчетность
которого была проаудирована, и
указание на проаудированную
финансовую отчетность. В
вводном параграфе должны также
присутствовать:
- название каждого финансового
отчета, входящего в полный
комплект финансовой отчетности;
- ссылка на обзор учетной
политики и прочих пояснительных
записок; и
- указание даты и отчетного
периода, за который
представляется финансовая
отчетность

содержать перечень проверенной
финансовой (бухгалтерской)
отчетности аудируемого лица с
указанием отчетного периода и
ее состава

Как указывает МСА 700R, соблюдение требования п. 22 Стандарта достигается за счет внесения в заключение фразы о том, что аудитором был проаудирован полный комплект финансовой отчетности, составленный в соответствии с требованиями применяемых основных принципов подготовки отчетности, в который также входят обзор учетной политики и прочие пояснительные записки.

Если аудитору известно, что финансовая отчетность будет включена в документ, содержащий и некую другую информацию (например, в годовой отчет акционерного общества общему собранию акционеров), то аудитор имеет право дать ссылку на соответствующие страницы этого документа, что позволит пользователям легко найти финансовую отчетность, по которой выдан отчет (п. 23 МСА 700R).

Ответственность руководства и ответственность аудитора

Если требования МСА 700R в части формулирования ответственности аудитора соответствуют положениям ПСАД N 6 (ответственность аудитора - это выражение им мнения о финансовой отчетности аудируемого лица), то требования к формулировке ответственности руководства аудируемого лица за финансовую отчетность сильно расширены. В частности, указывается, что руководство отвечает за создание и поддержание системы внутреннего контроля, отвечающей требованиям подготовки достоверной финансовой отчетности, не содержащей существенных искажений, возникающих в результате как мошенничества, так и ошибки.

МСА 700R (п. п. 28, 32) ПСАД N 6 (п. 8)
В аудиторском отчете должно
содержаться указание на то,
что ответственность за
подготовку и справедливое
представление финансовой
отчетности, в соответствии с
применяемыми основными
принципами формирования
финансовой отчетности, лежит на
руководстве субъекта и что эта
ответственность подразумевает:
- разработку, внедрение и
реализацию системы внутреннего
контроля, отвечающей
потребностям подготовки и
справедливого представления
финансовой отчетности, не
содержащей в себе никаких
существенных искажений вне
зависимости от возможных
причин их появления -
мошенничества либо ошибки;
- выбор и применение
надлежащей учетной политики; и
- разработку оценочных
значений, соответствующих
конкретным условиям
Аудиторское заключение должно
включать заявление о том, что
ответственность за ведение
бухгалтерского учета,
подготовку и представление
финансовой (бухгалтерской)
отчетности возложена на
аудируемое лицо, и заявление о
том, что ответственность
аудитора заключается только в
выражении на основании
проведенного аудита мнения о
достоверности этой финансовой
(бухгалтерской) отчетности во
всех существенных отношениях и
соответствии порядка ведения
бухгалтерского учета
законодательству Российской
Федерации
В аудиторском отчете должно
содержаться указание, что
ответственность аудитора
заключается в выражении мнения
по финансовой отчетности,
основанного на результатах
проведенной аудиторской
проверки

Эти изменения учитывают требования к ответственности руководства, содержащиеся в МСА 240 "Ответственность аудитора по рассмотрению мошенничества при аудите финансовой отчетности" (п. п. 13 - 16) и МСА 580 "Заявления руководства" (п. п. 3, 5а) <1>.

<1> ISA 240. The Auditor"s Responsibility to Consider Fraud in an Audit of Financial Statements; ISA 580. Management Representations, Handbook of International Auditing, Assurance, and Ethics Pronouncements. - 2006 Edition, New York: IFAC, 2006. - P. 363 - 409, 642 - 648.

Термин "руководство" используется в МСА 700R в отношении лиц, ответственных за подготовку и объективное представление финансовой отчетности.

Указание на применяемые стандарты и соблюдение этических принципов

Здесь основные изменения связаны с внесением в текст заключения указания на соблюдение аудитором этических норм, установленных Кодексом этики профессиональных бухгалтеров. Данное требование следует рассматривать в контексте обязанности соблюдения аудиторами при проведении аудита по МСА положений этого Кодекса (см. п. п. 4, 5 МСА 200 "Цель и общие принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности" <2> и п. п. 8, 9 МСА 220 "Контроль качества для аудита исторической финансовой информации").

<2> ISA 200. Objective and General Principles Governing an Audit of Financial Statements, Handbook of International Auditing, Assurance, and Ethics Pronouncements. - 2006 Edition, New York: IFAC, 2006. - P. 304 - 320.

МСА 700R также подробно регламентирует порядок указания аудитором тех стандартов, которыми он руководствовался в ходе аудита. Прежде всего, это сами Международные стандарты аудита. Рассмотрим подробнее, когда аудитор правомочен заявлять, что им проведен аудит в соответствии с МСА.

МСА 700R (п. 34) ПСАД N 6 (п. п. 10,11)
Аудиторский отчет должен
содержать указание на то, что
аудиторская проверка была
проведена в соответствии с
Международными стандартами
аудита. Также в нем должно быть
пояснение того, что согласно
этим Стандартам аудитор обязан
соблюдать этические требования
и что цель планирования и
проведения аудиторской проверки
заключается в получении
достаточной степени уверенности
относительно наличия либо
отсутствия существенных
искажений в финансовой
отчетности
Аудиторское заключение должно
описывать объем аудита с
указанием, что аудит был
проведен в соответствии с
федеральными законами,
федеральными правилами
(стандартами) аудиторской
деятельности, внутренними
правилами (стандартами)
аудиторской деятельности,
действующими в профессиональных
аудиторских объединениях,
членом которых является
аудитор, либо в соответствии с
иными документами
Аудиторское заключение должно
содержать заявление о том, что
аудит был спланирован и
проведен с целью обеспечения
разумной уверенности в том, что
финансовая (бухгалтерская)
отчетность не содержит
существенных искажений

В соответствии с п. 14 МСА 200, действующего с 15 декабря 2005 г., аудитор вправе описать аудиторскую проверку как проведенную в соответствии с МСА, только если он полностью соблюдал требования всех стандартов, применимых к этой проверке.

Для случая, когда аудитор использует также национальные стандарты аудита, в п. п. 61 - 65 МСА 700R сформулированы правила описания применения аудитором таких стандартов наряду с МСА. В аудиторском заключении следует указать название юрисдикции либо страны происхождения данных национальных стандартов аудита.

В п. 65 МСА 700R сформулированы правила описания применения аудитором структуры и терминологии, установленных в законодательном или нормативном акте либо в национальных стандартах аудита конкретной юрисдикции. В этом случае в заключении дается указание на то, что аудиторская проверка была проведена в соответствии с МСА и национальными стандартами аудита конкретной юрисдикции либо страны, только если в самом заключении содержатся хотя бы в минимальном объеме все перечисленные ниже элементы:

  • название;
  • надлежащий адресат по данному аудиторскому заданию;
  • вводный параграф, указывающий на проаудированную финансовую отчетность;
  • описание ответственности руководства компании за подготовку и объективное представление финансовой отчетности;
  • описание ответственности аудитора за выражение мнения по финансовой отчетности и объем аудиторской проверки, состоящее:

описания работы, проведенной аудитором в ходе аудиторской проверки;

  • параграф, выражающий мнение по финансовой отчетности и содержащий ссылку на основные принципы, используемые при составлении данной отчетности, включая указание названия страны происхождения основных принципов формирования финансовой отчетности в случае, если МСФО либо Международные стандарты финансовой отчетности в государственном секторе не были использованы;
  • подпись аудитора;
  • дата аудиторского отчета;
  • адрес аудитора.

Описание аудиторской проверки

Требования МСА 700R к описанию объемов аудиторской проверки основываются на применении понятий и требований, содержащихся в МСА 315 "Понимание хозяйствующего субъекта и его окружения и оценка рисков существенного искажения" и МСА 330 "Аудиторские процедуры по оцененным рискам" <1>. Аудитор в ходе планирования аудита проводит оценку риска существенного искажения отчетности, являющегося следствием мошенничества или ошибки. Эта оценка, в свою очередь, основывается на изучении системы внутреннего контроля аудируемого лица и является базой для разработки последующих аудиторских процедур в отношении выявленных рисков.

<1> ISA 315. Understanding the Entity and Its Environment and Assessing the Risks of Material Misstatement, ISA 330. The Auditor"s Procedures in Response to Assessed Risks, Handbook of International Auditing, Assurance, and Ethics Pronouncements. - 2005 Edition, New York: IFAC, 2005. - P. 349 - 397, 403 - 424.

МСА 700R (п. 37) ПСАД N 6 (п. 12)
Аудиторский отчет должен
описывать аудиторскую проверку
следующим образом:
- в ходе проверки были
проведены процедуры сбора
аудиторских доказательств по
суммам и раскрытиям, данным в
финансовой отчетности;
- процедуры отбирались на
основании аудиторского
суждения, включающего оценку
риска существенного искажения
финансовой отчетности,
возникающего в результате
мошенничества либо ошибки. При
оценке риска аудитором
рассматривается действие
системы внутреннего контроля
при подготовке и объективном
представлении финансовой
отчетности с целью разработки
аудиторских процедур,
соответствующих конкретным
условиям проверки, но не с
целью выражения мнения
относительно эффективности
работы самой системы
внутреннего контроля субъекта.
Если аудитор обязан выразить
мнение и по эффективности
системы внутреннего контроля в
связи с аудитом финансовой
отчетности, тогда он опускает
часть фразы о том, что
изучение системы внутреннего
контроля субъекта проводилось
не с целью выражения мнения по
эффективности работы самой
системы внутреннего контроля; и
- также в ходе аудита была
проведена оценка правомерности
используемой учетной политики,
обоснованности оценочных
значений, сделанных
руководством, и общего
представления финансовой
отчетности
В аудиторском заключении
должно быть указано, что аудит
проводился на выборочной
основе и включал в себя:
- изучение на основе
тестирования доказательств,
подтверждающих числовые
показатели и раскрытие в
финансовой (бухгалтерской)
отчетности информации
о финансово-хозяйственной
деятельности аудируемого лица;
- оценку формы соблюдения
принципов и правил
бухгалтерского учета,
применяемых при подготовке
финансовой (бухгалтерской)
отчетности;
- рассмотрение основных
оценочных показателей,
полученных руководством
аудируемого лица при
подготовке финансовой
(бухгалтерской) отчетности;
- оценку представления
финансовой (бухгалтерской)
отчетности

Датирование аудиторского заключения

Требования к датированию аудиторского заключения в МСА 700R содержат определение получаемых достаточных и надлежащих аудиторских доказательств, необходимых для выражения мнения по финансовой отчетности. Это увязывается с порядком определения даты утверждения отчетности и даты аудиторского заключения, основанном на положениях МСА 560 "Последующие события" <1>.

<1> Conforming Amendments to ISA 560 as a Result of ISA 700 (Revised) - Effective for Auditor"s Reports Dated On or After December 31, 2006, Handbook of International Auditing, Assurance, and Ethics Pronouncements. - 2006 Edition, New York: IFAC, 2006. - P. 624 - 629.

МСА 700R (п. 52) ПСАД N 6 (п. п. 20,21)
Аудитор должен датировать отчет
по финансовой отчетности не
ранее числа, когда аудитором
были получены надлежащие
аудиторские доказательства,
достаточные для вынесения
мнения по финансовой
отчетности. Аудиторские
доказательства являются
достаточными и надлежащими,
если в них содержится
свидетельство того, что был
подготовлен полный комплект
финансовой отчетности субъекта,
ответственность за
предоставление которого была
взята на себя соответствующими
уполномоченными лицами
Аудитор должен датировать
аудиторское заключение числом,
когда был завершен аудит, так
как данное обстоятельство
предоставляет пользователю
основания полагать, что аудитор
учел влияние, которое оказали
на финансовую (бухгалтерскую)
отчетность и аудиторское
заключение события и операции,
известные аудитору и возникшие
до этой даты
Поскольку аудитор должен
составить аудиторское
заключение о финансовой
(бухгалтерской) отчетности,
подготовленной и представленной
руководством аудируемого лица,
аудитор не должен указывать в
заключении дату, предшествующую
дате подписания или утверждения
финансовой (бухгалтерской)
отчетности руководством
аудируемого лица

В соответствии с п. 4 МСА 560 для финансовой отчетности аудируемого лица установлены:

  • дата утверждения финансовой отчетности - дата заявления наделенных соответствующими полномочиями лиц о том, что ими был подготовлен полный комплект финансовой отчетности субъекта, включая примечания к ней, и что они несут ответственность за подготовленную отчетность;
  • дата аудиторского заключения - момент датирования аудитором отчета по финансовой отчетности. Аудиторский отчет не может быть датирован ранее даты, на которую аудитором были собраны достаточные надлежащие аудиторские доказательства, впоследствии ставшие основой формирования аудиторского мнения по финансовой отчетности. Они включают в себя доказательства того, что был подготовлен полный комплект финансовой отчетности субъекта и что лица, наделенные соответствующими полномочиями, взяли на себя ответственность за ее подготовку и представленную в ней информацию.

В соответствии с МСА 560 датой утверждения финансовой отчетности является самая ранняя дата, на которую соответствующими уполномоченными лицами было заявлено, что составлен полный пакет отчетности.

Как указано в п. п. 53 - 56 МСА 700R, на основании даты аудиторского заключения пользователь приходит к выводу, что аудитор учел влияние, которое на финансовую отчетность оказали события и операции, известные ему и происшедшие до этой даты. Вопрос ответственности аудитора в отношении событий и операций, происшедших после даты аудиторского заключения, рассматривается в МСА 560 отдельно.

Выражение мнения

Определение оснований для выражения аудитором безоговорочно положительного мнения в МСА 700R практически тождественно тем требованиям, которые содержатся в ПСАД N 6.

МСА 700R (п. п. 39, 40) ПСАД N 6 (п. п. 24,25)
Безоговорочно положительное
мнение выдается, если аудитор
приходит к выводу, что
финансовая отчетность дает
достоверный и справедливый
взгляд либо справедливое
представление во всех
существенных отношениях в
основными принципами
формирования финансовой
отчетности
Безоговорочно положительное
мнение должно быть выражено
тогда, когда аудитор приходит к
заключению о том, что
финансовая (бухгалтерская)
отчетность дает достоверное
представление о финансовом
положении и результатах
финансово-хозяйственной
деятельности аудируемого лица в
соответствии с установленными
принципами и методами ведения
бухгалтерского учета и
подготовки финансовой
(бухгалтерской) отчетности в
Российской Федерации
При выражении безоговорочно
положительного мнения параграф,
содержащий аудиторское мнение,
должен указывать, что, по
мнению аудитора, финансовая
отчетность дает достоверный и
справедливый взгляд либо
справедливо представляет во
всех существенных отношениях
положение дел в соответствии с
установленными основными
принципам формирования
финансовой отчетности (если
только в законодательном либо
нормативном акте не предписана
другая формулировка выражения
аудиторского мнения, которую и
надлежит использовать в
подобном случае)
Пример заключения: "По нашему
мнению, финансовая
(бухгалтерская) отчетность
организации "YYY" отражает
достоверно во всех существенных
отношениях финансовое положение
на 31 декабря 20(XX) г. и
результаты ее финансово-
хозяйственной деятельности за
период с 1 января по 31 декабря
20(ХХ) г. включительно в
соответствии с требованиями
законодательства Российской
Федерации в части подготовки
финансовой (бухгалтерской)
отчетности (и (или) указать
документы, определяющие
требования, предъявляемые к
порядку подготовки финансовой
(бухгалтерской) отчетности)"

Дополнительная информация

Отдельно в Стандарте рассмотрены вопросы, связанные с дополнительной информацией, представляемой помимо аудируемой вместе с финансовой отчетностью аудируемого лица.

Если аудитору становится известно, что в финансовую отчетность будет включен содержащий прочую информацию документ, аудитор может (если форма представления позволяет) рассмотреть вопрос об указании в отчете номеров страниц, на которых дана проаудированная финансовая отчетность (параграф 23 МСА 700R). Это позволит пользователю разграничить финансовую отчетность и прочую информацию, на которую не распространяется аудиторское мнение.

Считается, что аудиторское мнение распространяется на дополнительную информацию, если она не может быть четко отделена от финансовой отчетности в силу своей природы и порядка представления. Если в законодательных либо нормативных актах не содержится требование относительно аудита дополнительной информации, то руководство аудируемого лица вправе не требовать от аудитора включения такой информации в объем аудита финансовой отчетности.

Когда аудит дополнительной информации не проводится, аудитор рассматривает форму представления данной информации: если порядок допускает ее толкование в качестве информации, на которую также распространяется аудиторское мнение, то аудитор должен обратиться к руководству субъекта с просьбой об изменении формы подачи дополнительной информации. Например , возможно наличие четких пометок "неаудируемая информация".

В соответствии с п. п. 67 - 71 МСА 700R должны выполняться следующие условия:

  • у аудитора должна быть полная уверенность относительно того, что любая дополнительная информация, которая представляется вместе с финансовой отчетностью и на которую не распространяется аудиторское мнение, четко отделена от аудируемой финансовой отчетности;
  • если аудитор приходит к выводу, что форма представления субъектом неаудируемой информации не обеспечивает достаточного отделения ее от аудируемой отчетности, аудитор должен дать пояснение в заключении, что данная информация не была проаудирована.

Необходимо учитывать: сам факт, что дополнительная информация не подлежит аудиту, не освобождает аудитора от обязанности прочитать эту информацию в целях установления наличия в ней существенных несоответствий с аудируемой финансовой отчетностью. Ответственность аудитора в отношении неаудируемой информации совпадает с ответственностью, установленной в п. п. 6 - 8 МСА 720 "Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую отчетность" <1>, а именно:

  • аудитору следует рассмотреть прочую информацию при составлении аудиторского заключения по финансовой (бухгалтерской) отчетности, так как достоверность проаудированной отчетности может быть поставлена под сомнение в результате наличия несоответствий между нею и прочей информацией;
  • если в соответствии с требованиями законодательства у аудитора существует обязательство по составлению отчета (заключения) о прочей информации, то обязанности аудитора определяются характером задания, применимым в данном случае законодательством и профессиональными стандартами;
  • если обязанности аудитора включают обзорную проверку прочей информации, аудитор должен следовать требованиям соответствующих стандартов аудита, касающихся заданий по обзорным проверкам.
<1> ISA 720. Other Information in Documents Containing Audited Financial Statements, Handbook of International Auditing, Assurance, and Ethics Pronouncements. - 2006 Edition, New York: IFAC, 2006. - P. 717 - 721.

Примеры формулировок некоторых элементов заключения

В п. 60 МСА 700R предлагается использовать следующие образцы формулирования ответственности руководства и аудитора, описания объемов аудита и аудиторского мнения.

Ответственность руководства за представленную финансовую отчетность: "Ответственность за подготовку и объективное представление этой финансовой отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности несет руководство компании. Данная ответственность руководства компании заключается в разработке, внедрении и поддержании системы внутреннего контроля, должным образом обеспечивающей подготовку и объективное представление финансовой отчетности, не содержащей существенных искажений, вызванных мошенничеством либо ошибкой, а также в выборе и применении соответствующей учетной политики и определении оценочных значений, адекватных текущим обстоятельствам".

Ответственность аудитора и описание объемов аудита: "В наши обязанности входит выражение мнения об этой финансовой отчетности на основе проведенного нами аудита. Мы провели наш аудит в соответствии с Международными стандартами аудита. Эти стандарты обязывают нас планировать и проводить аудит с учетом профессиональных этических требований и таким образом, чтобы обеспечить разумную уверенность в том, что финансовая отчетность не содержит существенных искажений. Аудит включает в себя проведение процедур сбора аудиторских доказательств по суммам и раскрытиям, представленным в финансовой отчетности. Отбор процедур проводился на основании суждений аудитора, включающих оценку риска наличия существенных искажений в финансовой отчетности, вне зависимости от причин их образования, как то: мошенничество либо ошибка. При оценке данного риска аудитором рассматривалась работа системы внутреннего контроля, отвечающей за подготовку и объективное представление финансовой отчетности компании, в целях разработки соответствующих данным обстоятельствам аудиторских процедур, но не для выражения мнения относительно эффективности работы самой системы внутреннего контроля компании. Аудит также включал в себя оценку пригодности используемой учетной политики, разумности (справедливости) оценочных значений, определяемых руководством компании, и общего представления финансовой отчетности.

Мы считаем, что проведенный нами аудит предоставляет разумные основания для выражения нашего мнения".

Мнение: "По нашему мнению, финансовая отчетность дает достоверный и справедливый взгляд (или: "представляет справедливо во всех существенных отношениях") на финансовое положение компании ABC на 31 декабря 20... г., результаты ее хозяйственной деятельности и движение денежных средств за год, закончившийся на указанную дату, в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности".

Е.Л.Сквирская

Директор

департамента методологии аудита

Законом № 307-ФЗ от 30.12.2008 «Об аудиторской деятельности» установлена необходимость ежегодного проведения аудита в акционерных обществах и целом ряде предприятий. Об особенностях документального оформления аудиторских заключений пойдет речь в настоящей публикации.

Аудиторское заключение, что это?

Результаты проведенной проверки фиксируются в специальном документе – аудиторском заключении, особое место в котором занимает мнение специалиста о правдивости и достоверности информации, представленной в финансовой отчетности аудируемого предприятия. Заключение предназначается для пользователей отчетности компании – ИФНС, акционерам, собственникам, инвесторам и др.

Аудиторское заключение должно содержать мотивированное мнение о подлинности отчетности фирмы. Под достоверностью отчетных данных понимается такой уровень правдивости показателей, опираясь на который пользователь может делать безошибочные выводы, принимать справедливые и экономически обоснованные решения.

Способная влиять на решения пользователя существенность информации – это критерий, определяющий вид заключения специалиста-аудитора. Для установления правдивости отчетных данных аудируемой компанией во всех существенных отношениях аудиторами производится расчет уровня существенности нарушений путем сравнения суммарных значений установленных ошибок с предельно допустимыми нормами. Периодом расчета уровня существенности ошибки на основе значений деятельности фирмы является финансовый год.

Структура аудиторского заключения

Документ составляется в определенной последовательности и должен содержать:

  • Название;
  • Адресата (т.е. лиц, для которых предназначен документ)
  • Информацию о проверяемой компании – наименование, адрес, реквизиты;
  • Сведения об аудиторской фирме/частном аудиторе: название или ФИО предпринимателя, регистрационный госномер, адрес, наименование СРО, членом которой является аудитор или компания, № в реестре аудиторов или аудиторских фирм;
  • Список отчетных документов, участвующих в проверке, период, за который документация составлена;
  • Информация о выполненном аудитором/компанией объеме работ, на основании которого выстроено мнение о правдивости финансовой отчетности проверяемой фирмы;
  • Мнение специалиста-аудитора или представителей фирмы о достоверности финансовой отчетности компании, базирующееся на факторах и обстоятельствах, которые оказали влияние на степень правдивости данных;
  • Итоги проверки;
  • Дата.

Оформленное аудиторское заключение предоставляется аудитором исключительно компании, заключившей договор на оказание соответствующих аудиторских услуг. Существуют полярно противоположные заключения.

Виды аудиторских заключений

Именно результаты проверки влияют на вид этого документа. Аудитору предстоит самому понять, какое заключение будет составлено, поскольку единственным критерием здесь будет являться безупречность составления отчетных форм, соответствия данных в них принципам бухгалтерского учета, в частности достоверности предоставляемой пользователям информации. Для формирования справедливого аудиторского заключения специалисту необходимо рассчитать степень существенности данных и оценить влияние установленных при проверке искажений показателей финансовой отчетности.

Аудитор, убежденный в объективности и безупречности отчетных документов во всех значимых аспектах, удостоверившийся, что фактический уровень ошибок значительно ниже уровня допустимых нарушений, подтверждает формирование отчетности в соответствии с применяемыми критериями бухучета и оформляет безусловно положительное аудиторское заключение или положительное аудиторское заключение. Подобное заключение расценивают как немодифицированное мнение. Примером подобного заключения может служить предлагаемый ниже образец.

Все остальные виды заключений являются модифицированными. Модифицированное мнение в аудиторском заключении – это:

  • Мнение с оговоркой;
  • Отрицательное мнение;
  • Отказ от выражения мнения.

Аудиторское заключение с оговоркой проверяющий составляет в тех случаях, если найденные и доказанные искажения являются существенными, но не влияют на большинство значимых отчетных элементов. Заключение в таком случае будет условно положительным. В нем аудитор подробно объясняет основания для выражения мнения с оговоркой, обязательно перечисляет имеющиеся нарушения.

Отрицательное аудиторское заключение отражает мнение аудитора, когда ошибки и неточности, выявленные проверкой, являются существенными, и, превышая допустимые нормы искажения сведений, влияют на большинство значимых элементов отчетности, что может ввести в заблуждение пользователя и не дать ему возможности принять верное решение в отношении фактического положения компании. Оформление отрицательного мнения аудитора означает невозможность подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности проверяемой компании.

При формулировании отрицательного мнения аудитор должен четко и понятно описать в заключении все причины, составившие его. В таких случаях приводятся доказательства воздействия искажений на информацию в отчетных формах. Эти сведения фиксируются в отдельном параграфе, следующим за выраженным мнением аудитора. Обычно в этом параграфе приводится поясняющая информация или ссылка на то, что определенный конкретный фактор не является основанием для выражения условно-положительного мнения.

Пример отрицательного аудиторского заключения, причиной составления которого явилось отсутствие отчетных данных дочернего предприятия в консолидированной отчетности компании можно скачать ниже.

Одной из форм аудиторского заключения считается отказ от выражения мнения, который выдается руководству фирмы, если оно сознательно препятствует проведению проверки, а возможность получения документов, достаточных для составления мнения о деятельности предприятия, отсутствует. Подобным примером может служить факт непредоставления отчетности аудитору в оговоренные сроки. Сложившаяся ситуация послужит причиной выдачи аудитором отказа от выражения мнения, который будет означать невозможность подтверждения достоверности отчетных форм, но не явится отрицательным мнением.