Здание 12 коллегий. Здание двенадцати коллегий. Стиль исторического здания


Здание Двенадцати коллегий

Здание Двенадцати коллегий является одним из самых старых зданий не только на Васильевском острове, но и во всем городе. Оно было построено в 1722-1742 годах по проекту Д. Трезини. Архитектор взял за основу здания приказов в Москве, расположенные вплотную друг к другу на одной линии, и по этому же принципу спроектировал новое здание. В нем должны были размещаться правительственные учреждения: Сенат, Синод и десять коллегий, учрежденных Петом I в 1718 году.

Трехэтажное здание коллегий состоит их двенадцати самостоятельных и одинаковых корпусов, стоящих вплотную друг к другу. Каждое из них имело собственное крыльцо, отдельный зал для заседаний и даже отдельную четырехскатную крышу. Длина здания составляет около 400 метров, ширина – около 17 метров, высота – 15 метров. Что интересно, здание обращено к Неве своим боковым фасадом, а передний был направлен в сторону Коллежской площади, которая, по замыслу Д. Трезини и самого Петра I, должна была стать центральной площадью города. Позже Коллежская площадь была полностью застроена.

Фасады корпусов были окрашены в оранжево-красный цвет и украшены белыми пилястрами, лопатками и наличниками окон. Корпуса расположены в ряд друг за другом и составляют единое строение, но визуально разделены пилонами, в нишах которых располагались статуи. Все корпуса состояли из ризалита (центральной выступающей части здания) и боковых крыльев. Ризалиты венчали пышные фронтоны, в центре которых находилась эмблема соответствующей коллегии. По бокам фронтона были установлены скульптуры. На втором этаже во всех корпусах располагались балконы с ажурными коваными решетками. С другой стороны вдоль всего здания шла двухъярусная открытая галерея.

План здания Двенадцати коллегий отражал идею Петра I о том, что каждая коллегия является самостоятельным правительственным учреждением, но в то же время все они занимаются решением общих государственных вопросов и должны работать сообща.

Однако как раз этой функции здание и не выполнило. Во-первых, потому что его строительство продвигалось очень медленно. Во-вторых, потому что после смерти Петра столица на некоторое время была перенесена в Москву и строительство здания вообще было прекращено до 1732 года. В-третьих, потому что Анна Иоанновна в 1737 году перенесла центр Санкт-Петербурга с Васильевского острова на Адмиралтейскую сторону и все высшие правительственные органы стали располагаться там. В итоге, во второй половине XVIII века большинство помещений здания пустовало, из всех задуманных учреждений, к концу XVIII века здесь располагались только Святейший Синод, архив Сената и Римско-Католическая Духовная коллегия.

Со временем внешний облик здания Двенадцати коллегий несколько изменился. С главного фасада здания исчезли украшения в стиле барокко, из ниш были убраны статуи, здание было покрыто единой крышей. В XIX веке была застеклена открытая арка со стороны главного фасада, в здании появилась парадная лестница, актовый зал, украшенный белыми колоннами из искусственного мрамора. Внутренне убранство также неоднократно менялось. Только в Петровском зале сохранилась первоначальная отделка, спроектированная и выполненная под руководством И. Росси в 1736 году: плафон, живописные вставки в верхней части стен, угловые камины, скульптуры.

После замены коллегий министерствами здание окончательно утратило статус правительственного учреждения. В 1804 году северная часть здания была передана Главному педагогическому институту, в 1819 году в южной части здания разместился Санкт-Петербургский государственный университет, а с 1835 года он занимал уже все здание. Еще в 1829 году император Николай I издал указ, в котором передавал здание Двенадцати коллегий Петербургскому университету, но перед началом занятий необходимо было перестроить здание таким образом, чтобы оно подходило для процесса обучения.

Строительные и реставрационные работы были проведены под руководством профессора Академии художеств А.Ф. Щедрина в 1834-1835 годах. В 1836 году перед главным фасадом здания был разбит сад и отгорожен от улицы чугунной решеткой с основанием из пудожского камня. Как раз в это время в здании появились и актовый зал, и главный вход с парадной лестницей, и университетская церковь, а длинная галерея с противоположной от переднего фасада стороны была застеклена. Эта галерея и сегодня является одной из достопримечательностей здания университета. Просторная, светлая, она проходит вдоль всего здания, соединяя бывшие когда-то отдельными корпуса. В галерее стояли шкафы с книгами из университетской библиотеки и пособиями по различным дисциплинам. В других шкафах размещались образцы минералов. Кроме того, в галерее стояли столы, стулья и другая мебель, изготовленная по эскизам А.Ф. Щедрина. В 2004 году в галерее университета был восстановлен исторический паркет, выложенный из дуба, сосны и африканского дерева марбаку.

В Санкт-Петербургском университете учились и преподавали многие известные русские ученые: А.М. Бутлеров, И.М. Сеченов, А.С. Попов, П.Ф. Лесгафт, Н.Г. Чернышевский, И.П. Павлов. В 1866-1890 годах здесь работал выдающийся химик Д.И. Менделеев. В университете и сегодня располагается его мемориальный музей-архив. В честь Д.И. Менделеева была названа улица, идущая вдоль университета.

В настоящее время здание Двенадцати коллегий по-прежнему занимает Санкт-Петербургский государственный университет. В этом здании и по сей день располагается центральная приемная комиссия, геологический и природно-почвенный факультеты. В феврале 2007 года перед главным входом был открыт памятник «Универсанту-Гению».

Здание Двенадцати коллегий в Санкт-Петербурге. Историческое здание в стиле петровского барокко, построенное в 1722-1742 годах по проекту Доменико Трезини для размещения петровских коллегий. С 1819 года в здании располагается Санкт-Петербургский государственный университет, также в нем находится музей-архив Д. И. Менделеева.

Строительство здания Двенадцати коллегий было вызвано желанием Петра I перенести на Васильевский остров все административные учреждения Санкт-Петербурга. Проект здания в 1722 году подготовил Доменико Трезини при участии Теодора Швертфегера (верхние этажи), но завершать строительство пришлось уже архитекторам Джузеппе Трезини и Михаилу Земцову. Первое заседание коллегии в здании прошло в 1732 году, но полностью все работы были окончены только в 1742 году.

Здание состоит из двенадцати идентичных самостоятельных трехэтажных секций (каждая с отдельным входом) и пристроенной с западной стороны двухэтажной галереи во всю длину строения. Общая длина здания — 400 метров, а его сквозной коридор считается самым длинным в городе. Дом расположен торцом к Неве, поскольку предполагалось, что фасад будет обращен на главную площадь на острове — Коллежскую (позже застроенную). В качестве украшений корпусов-секций здания Двенадцати коллегий были использованы выступающие ризалиты, фигурные наличники, лопатки и аттик с лепкой.

Оригинальная внутренняя отделка здания в наши дни сохранилась только в Петровском зале — здесь можно увидеть скульптуру, плафон и живописные вставки в верхней части стен, два угловых камина со скульптурной отделкой, сохранившиеся с XVIII века.

В XVIII веке в здании Двенадцати коллегий размещались высшие органы государственного управления Российской империи: коллегии, Сенат и Синод. После расформирования коллегий, в 1804 году, в здание въехал Педагогический институт, а в 1835 году его передали Санкт-Петербургскому университету, этот вуз находится здесь и сейчас.

В здании Двенадцати коллегий снимались некоторые сцены известного кинофильма Георгия Данелия «Осенний марафон».

Здание Двенадцати коллегий включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Посещение здания Двенадцати коллегий будет интересно туристам, интересующимся архитектурой первой половины XVIII века, а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями — , зданиями

Россия - самая необыкновенная и удивительная страна на свете. Это не формула официального патриотизма, это сущая правда. Необыкновенная, потому что бесконечно разнообразная. Удивительная, потому что всегда непредсказуемая. Нежное и ласковое весеннее солнце за десять минут тонет в смертоносном снежном буране, а вслед улетевшей черной туче светит яркая тройная радуга. Тундры сочетаются с пустынными барханами, болотистая тайга сменяется муссонными лесами, а необозримые равнины плавно переходят в столь же безграничные горные массивы. Через Россию проносят свои воды величайшие реки Евразии - ни в какой другой стране мира нет такого изобилия великих текучих вод. , Обь, Иртыш, Енисей, Амур... И крупнейшие озера мира - соленый Каспий и пресный . И самые протяженные в мире степи - от берегов Донца до Приамурья. Под стать географическому изобилию - разнообразие народов, их обычаев, религий, культур. Оленеводы-ненцы ставят свои чумы рядом с благоустроенными многоэтажками. Тувинцы и буряты кочуют со стадами и юртами вдоль федеральных трасс. В Казанском кремле большая новая мечеть соседствует со старинным православным собором; в городе Кызыле буддийский субурган белеет на фоне златоглавой церкви, а неподалеку от них ветерок треплет разноцветные ленточки у входа в шаманскую юрту...

Россия - страна, в которой не соскучишься. Все полно неожиданностей. Прекрасное асфальтовое шоссе внезапно сменяется разбитой грунтовкой, а та уходит в непролазное болото. На преодоление последних 30 километров пути, бывает, требуется втрое больше времени, чем на предшествующие десять тысяч. И самое неожиданное в этой загадочной стране - люди. Умеющие жить в самых трудных, даже невозможных природных условиях: в комариной тайге, в безводной степи, на высокогорьях и в затопляемых долинах, при 50-градусной жаре и 60-градусном морозе... Научившиеся выживать, замечу, кстати, под гнетом всевозможных властей, ни одна из которых никогда не была к ним милостива... Создавшие на этих болотах, в лесах, в степях и на горах неповторимую культуру, вернее, множество неповторимых культур. Сотворившие великую историю державы Российской - историю, тоже состоящую из бесчисленного множества великих, героических и трагических историй.

Живые свидетели исторического прошлого, творение рук известных, а в подавляющем большинстве случаев безвестных россиян - архитектурные памятники. Архитектурное богатство России велико и многообразно. В нем явлена и красота земли Русской, и изобретательность ума ее народа, и державная мощь, но главное - величие духа человеческого. Россия строилась тысячу лет в условиях самых трудных, какие только можно себе представить. Среди суровой и скудной природы, в непрерывных внешних войнах и внутренних борениях. Все великое, что было воздвигнуто на Русской земле, было воздвигнуто силой веры - веры в истину, в светлое будущее, в Бога. Поэтому в архитектурных памятниках, при всем их конструктивном, функциональном и идейном разнообразии, есть общее начало - стремление от земли к небу, от тьмы к свету.


Рассказать в одной книге обо всех замечательных местах России - природных, исторических, поэтических, промышленных, мемориальных - просто невозможно. Для этого не хватило бы и двадцати таких книг. Мы с издателями решили: я буду писать только о тех местах, где бывал сам, которые видел собственными глазами. Поэтому в нашем издании не дымится Ключевская сопка, не встают из тихоокеанских вод острова Курильской гряды, не сверкает белый покров ... В этих и во многих других местах я не бывал, мечтаю побывать и написать о них. Многие замечательные памятники истории и культуры не попали в книгу. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском и Софийский собор в Вологде, кремли Тулы и Коломны, усадьбы Воробьево в Калужской и Марьино в Курской области, здания краеведческого музея в Иркутске и драмтеатра в Самаре, Саратовская консерватория и «Городской дом» в Хабаровске... Список бесконечен.

Кроме того, мы решили не увлекаться рассказом о больших городах, о миллионных мегаполисах (ограничившись выборочным обзором архитектурных богатств Москвы и Петербурга), а отдать предпочтение России далекой, живущей в стороне от широких торных путей и от шума деловых и промышленных центров.

Строительство началось в 1722 году, став первым этапом реализации плана по созданию административного квартала на Васильевском острове. В 1734 году Трезини умирает, и за постройкой начинает следить архитектор Михаил Земцов, в 1736 году его сменяет Джузеппе Трезини, зять Доменико. Полностью Двенадцать коллегий были достроены только в 1744 году, но первое коллегиальное заседание состоялось уже в 1732-м.

Памятник петровского барокко общей протяженностью 398, 99 м состоит из двенадцати одинаковых элементов с выступающими вперед ризалитами. У каждого элемента своя крыша, создается ощущение, что каждая коллегия занимает отдельное здание. Вероятно, Трезини, живший в Копенгагене, ориентировался на здание местной Биржи, построенное по такому же принципу в 1625 году. Среди характерных для петровского барокко черт можно выделить двухцветную окраску здания, рустовку нижнего этажа, пилястры и высокие крыши.

Административный квартал на Васильевском острове не сформировался, коллегии постепенно были перемещены в другие помещения. В начале XIX века в здании Двенадцати коллегий находился Государственный архив, который сильно пострадал от ноябрьского наводнения 1824 года. Почти 2 млн документов Приказа тайных дел были полностью уничтожены.

Главный педагогический институт

С 1804 года в нескольких корпусах здания располагался Главный педагогический институт, преобразованный в 1819 году в Санкт-Петербургский университет. С 1830 года университету было передано все здание, переоборудовал постройку архитектор А.Ф. Щедрин.

С 1857 года Д.И. Менделеев преподавал в университете курс общей химии. За время работы в университете Менделеев открыл периодический закон химических элементов, сообщение о котором Дмитрий Иванович сделал 6 (18) марта 1869 года в одном из помещений первого этажа.

С 1911 года в служебной квартире Менделеева работает его мемориальный музей, а улица, на которую выходит основной фасад Двенадцати коллегий, названа в его честь.

Здание сегодня

В 1933–1937 годах университет носил имя наркома просвещения РСФСР А.С. Бубнова, с 1948 по 1992 год – имя первого секретаря обкома ВКП(б) А.А. Жданова. В наши дни здание Двенадцати коллегий не только памятник культуры федерального значения, но и главный корпус Санкт-Петербургского государственного университета – одного из лучших вузов России.

100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга Мясников старший Александр Леонидович

Здание Двенадцати коллегий

Здание Двенадцати коллегий

Среди многочисленных и уникальных зданий на Университетской набережной Васильевского острова это красно-белое здание невольно заставляет обратить на себя внимание. И сначала даже не очень понятно чем. И только сделав пару шагов влево или вправо, понимаешь: здание обращено к набережной торцом. А двенадцать совершенно одинаковых зданий под отдельными высокими крышами, соединённые только торцевыми стенами, почти на полкилометра уходят вглубь.

Кстати, это единственное здание, которое обращено к Университетской набережной торцом и вытянуто вдоль Менделеевской линии. Существует легенда, что изначально его планировалось построить вдоль набережной, как и большинство других зданий того времени. Но вышло так, что руководить строительством было поручено Александру Меншикову. Пётр I же неосторожно пообещал своему ближайшему сподвижнику, что на участке земли, который останется между готовым зданием и 1-й линией, тот сможет построить свой собственный особняк. Тогда-то Меншиков и распорядился, чтобы здание Двенадцати коллегий выходило на набережную своей самой узкой стеной, чтобы между ним и 1-й линией осталось как можно больше места. Когда строительство было завершено, Пётр I приехал на Васильевский остров принимать работу своего фаворита. Возмущению его не было предела. Меншиков оправдывался, уверяя Петра, что он «неправильно понял» его распоряжения, но от праведного царского гнева это его не спасло. Говорят, что Пётр I прогнал любимчика по всем коридорам и лестницам здания, ударяя его по спине своей тростью. Правда, построить на Васильевском острове дворец он Меншикову все-таки разрешил, но места для этого выделил гораздо меньше, чем тот пытался заполучить.

Университет. XIX в.

На самом деле здание Двенадцати коллегий начало строиться по проекту архитектора Доменико Трезини в 1722 году. Доменико Трезини был приглашён на работу в Петербург почти с первых дней основания города. Он строил форт Кроншлот, Петропавловскую крепость. Трезини был не просто архитектором при Канцелярии городовых дел, а фактически правой рукой царя по всем строительным делам в Петербурге. Поэтому Пётр I и поручал ему самые ответственные работы.

Коллегии – это, по сути, новые российские министерства, которые должны были, по замыслу Петра I, заменить существовавшие до того приказы. Кроме 10 петровских коллегий-министерств, здесь размещались Сенат и Синод. По своей сути, Сенат был призван заменить уничтоженную Петром Боярскую думу. Первоначально рассматривался как временный орган.

Место на Васильевском острове было выбрано не случайно. Задумывая строительство новой российской столицы – регулярного морского города европейского типа, – Пётр I предполагал именно на Васильевском острове создать административный, культурный и торговый центр будущего мегаполиса.

Разрабатывая проект планировки Васильевского острова, утвержденный в 1716 году, Доменико Трезини использовал трассу большой просеки (ныне Большого проспекта) как главную планировочную ось прямоугольной сети улиц-каналов и пересекающих их проспектов. Проект «идеального города» на манер Венеции не получил реального воплощения, но оказал большое влияние на дальнейшее развитие как острова, так и некоторых районов Петербурга. В петровские времена в восточной части Васильевского острова планировалось прорыть несколько каналов, как в Венеции. Этот проект так и остался нереализованным, но улицы в этом месте до сих пор носят названия «линии», напоминая, что когда-то они были набережными каналов.

Дом Двенадцати коллегий должен был, по замыслу архитектора, нести и смысловую нагрузку. Ведь высшие учреждения страны призваны действовать согласованно, в нерушимом единстве. И это нерушимое единство должны быть зримо. Потому-то дома их должны стоять, плотно прижавшись друг к другу, как братья-близнецы, плечом к плечу.

У каждого здания свой парадный вход. Своя крыша. Высокая, четырёхскатная с переломом. Типичная для первой четверти XVIII столетия.

Первый этаж здания – галерея, где вместо колонн массивные рустованные пилоны – широкие прямоугольные столбы. Крайние – чуть шире остальных, и в них – ниши для статуй. Второй и третий этажи гладкие. Лишь пилястры между окнами. По углам пилястры сдвоены. Они выполняют роль строгой рамы зрительных границ архитектурного произведения.

Каждое здание на одиннадцать осей – протяжённостью в одиннадцать окон. Центральная часть в три окна чуть выступает вперед. Это ризалит. Кажется, что неведомая сила, стремясь подчеркнуть парадность входа, выталкивает его. Это «выталкивание», «движение» стены вперёд, а порой и назад от главной линии фасада – один из определяющих признаков стиля барокко. В первой половине XVIII века архитекторы, работавшие в России, очень часто использовали этот приём.

Вход в каждую коллегию в центре здания. Над ним нависает балкон второго этажа с изящной кованой решеткой. А на крыше, над ризалитом, – нарядный фронтон. У фронтона криволинейные очертания, как требовал стиль барокко. Середину фронтона украшает лепное изображение эмблемы коллегии. А на скатах возлегают высеченные из белого камня мифологические фигуры.

Невиданная до тех пор длина постройки, завораживающий ритм ризалитов и фронтонов, пилястр и пилонов, насыщенное отношение красного цвета с белым – всё придавало Двенадцати коллегиям внушительный, торжественный вид. И, конечно, такое здание изумляло современников. Внутри все двенадцать зданий связаны единым сквозным коридором со стороны двора (самый длинный коридор в городе – свыше 400 метров).

Строительство здания растянулось на долгие годы, с 1722 по 1742 год. В 1734 году зодчий скончался.

С 1819 года в помещении четырех из двенадцати коллегий расположился Университет. С 1835 года императорский С.-Петербургский университет занял весь комплекс зданий. Тогда же здание было частично перестроено по проекту архитектора А.Ф. Щедрина. Застеклена открытая аркада, в результате чего появился знаменитый университетский коридор, вдоль главного фасада разбит сад, в центральной части здания сооружены парадная лестница и белоколонный актовый зал.

Ныне дом Двенадцати коллегий – это главный корпус Санкт-Петербургского государственного университета. В здании расположен музей истории университета. От XVIII века до наших дней в здании сохранился только Сенатский (Петровский) зал с живописным плафоном и семью панно.

Рядом с домом Двенадцати коллегий, на Университетской набережной, находится дворец Петра II. Ныне в нём расположены филологический и восточный факультеты университета. Это здание входило в ансамбль застройки набережной. Дворец был заложен в 1727 году на территории Меншиковской усадьбы. Со смертью Петра II строительство дворца прекратилось, и он был закончен лишь в 1759–1761 годах. Протяженный фасад сооружения скромно декорирован в характере раннего барокко. Три дворовых корпуса, образующих вместе с дворцом замкнутое каре, ограничивают обширный внутренний двор. В конце XIX века в этом здании был историко-филологический институт.

Из книги Ленин - Сталин. Технология невозможного автора Прудникова Елена Анатольевна

Приложение 8 ПРОТОКОЛЫ ЗАСЕДАНИЙ КОЛЛЕГИЙ ЦАРИЦЫНСКОЙ ЧК 1. Протокол заседания Коллегии Отдела по борьбе с контрреволюцией Царицынской Губернской Чрезвычайной Комиссии1 ноября 1918 годаПрисутствовали:Заведующий Отделом по борьбе с контрреволюцией т. И. Локатош.Член

Из книги Мистика Древнего Рима. Тайны, легенды, предания автора Бурлак Вадим Николаевич

Одна из двенадцати Впервые ее имя встречается в трудах древнегреческого философа Гераклита. После него об одной из самых знаменитых прорицательниц, Сивилле, писали римляне Плутарх и Овидий, Цицерон и Вергилий. Даже спустя много веков ее изображения появлялись в

Из книги Мифы и предания Древнего Рима автора Лазарчук Дина Андреевна

Законы двенадцати таблиц Со временем и патриции, и плебеи устали от непрестанной вражды. Поняв, что закон Терентилия никогда не будет одобрен сенатом, народные трибуны повели дело мягче: они предложили избрать законодателей из числа как патрициев, так и плебеев, с тем

автора Белов Александр Иванович

Конь о двенадцати головах Похожий сюжет мы часто встречаем и в русских сказках. Так, небесный конь привозит Ивана-царевича в солнцево царство и спускает его в преисподнюю. При этом конь мыслится как дарователь всяческих благ, счастья, здоровья, богатства, удачи. Конь как

Из книги Русь арийская [Наследие предков. Забытые боги славян] автора Белов Александр Иванович

Огненный змей о двенадцати головах В русских сказках имеется персонаж – великан Усыня. Он стоит наравне с такими персонажами-великанами, как Горыня, Дубыня. Предполагается, что Горыня связан с горами, Дубыня – с дубами, а Усыня – то ли с длинными усами, то ли с водами реки,

автора

Патриаршие палаты с церковью Двенадцати Апостолов Огромное трёхэтажное здание замкнуло с северной стороны ансамбль Соборной площади. Это Патриаршие палаты. Редкий и один из лучших памятников гражданского зодчества Москвы середины XVII века.В отличие от дворцовых

Из книги 100 великих достопримечательностей Москвы автора Мясников старший Александр Леонидович

МГУ, старое здание на Моховой Так получилось, что при словах Московский университет или МГУ большинство людей вспоминают знаменитую высотку на Воробьёвых горах. Хотя старое и не менее знаменитое здание университета до сих пор стоит на Моховой улице и в нём до сих пор

Из книги 100 великих достопримечательностей Москвы автора Мясников старший Александр Леонидович

Здание Опекунского совета на Солянке Это здание в стиле ампир с момента окончания строительства называли украшением улицы Солянки, а затем и всего этого исторического района города. Улица Солянка расположена на месте древней дороги из Кремля во Владимир, Суздаль,

Из книги Цивилизация Этрусков автора Тюийе Жан-Поль

СПИСОК ДВЕНАДЦАТИ Но что же за двенадцать городов? Насколько согласованно и часто письменные источники твердят об их количестве, настолько же молчаливы они при названии самих этих городов: и при подсчетах можно догадаться, что претендентов в этот список больше, чем

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

УЧРЕЖДЕНИЕ СЕНАТА И КОЛЛЕГИЙ В РОССИИ Слова «первый» и «новый» постоянно мелькают практически в любом рассказе о царствовании Петра I. По окончании Северной войны (1721) Петр первым из правителей России принял титул императора. При нем стала выходить первая русская газета

Из книги Петербургские женщины XVIII века автора

Здание Автором проекта перестройки дома являлся друг Державина, Николай Александрович Львов, выдающийся архитектор XVIII–XIX веков. Дом был двухэтажным, вытянутым вдоль набережной Фонтанки. Львов значительно расширил главный корпус, распланировал симметричные «кухонный»

Из книги Ленинградская утопия. Авангард в архитектуре Северной столицы автора Первушина Елена Владимировна

Здание типографии и издательства газеты «Правда» Современный адрес - Исполкомскаяул., 12/Херсонская ул. 12.Здание построено в 1933–1934 годах по проекту архитектора Д.П. Бурышкина на пересечении Исполкомской и Херсонской улиц.«Правда» как одна из важнейших советских газет

Из книги Большая Ордынка. Прогулка по Замоскворечью автора Дроздов Денис Петрович

Из книги Жизнь Константина автора Памфил Евсевий

ГЛАВА 38. Описание полукружия, двенадцати колонн и урн Напротив этих ворот стоит главный предмет всего полукруга (алтарь), восходящий до самой высоты базилики. Он, по числу двенадцати Апостолов Спасителя, увенчан двенадцатью колоннами, которых вершины украшены огромными,

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Учение двенадцати апостолов («Дидахе») «I1 Есть два пути: один – жизни и один – смерти, но между обоими путями большое различие (Втор. 30:15; Иер. 21:8). 2 Путь жизни таков: во-первых, ты должен любить Бога, создавшего тебя (Втор. 6:5; Сир. 7:32), во-вторых, – ближнего своего, как себя

Из книги Прогулки по допетровской Москве автора Беседина Мария Борисовна