Налог на игорный бизнес проблемы. Власти готовятся в два раза повысить налог на игорный бизнес. Порядок уплаты налога и представления декларации

Налог на игорный бизнес – один из трех региональных налогов, поступления от которого являются источником доходов бюджета субъекта РФ, на территории которого он введен. Сфера его регулирования – налогообложение доходов, полученных от организации и проведения азартных игр.

Игорный бизнес – предпринимательская деятельность, направленная на извлечение организациями доходов в виде:

  • выигрыша;
  • платы за проведение азартных игр;
  • пари.

Это организация и проведение азартных игр в игорных заведениях с использованием игровых столов, игровых автоматов, а также прием ставок в букмекерских конторах и на тотализаторе.

По своей сути данный налог не что иное, как одна из разно­видностей вмененного налогообложения (под налогообложение подпадает деятельность с использованием игровых столов, игровых автоматов, содержание тотализаторов и букмекерских контор).

Налогоплательщик – это организация, осуществляющая предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса (ст. 365 НК РФ).

Объект налогообложения налогом на игорный бизнес являются (ст. 366 НК РФ):

  • игровой стол;
  • игровой автомат;
  • процессинговый центр тотализатора;
  • процессинговый центр букмекерской конторы;
  • пункт приема ставок тотализатора;
  • пункт приема ставок букмекерской конторы.
Игровой стол – это игровое оборудование, место с одним или несколькими игровыми полями. С его помощью проводятся азартные игры либо только между участниками, либо с участием сотрудников (крупье) игорного заведения.
Игровой автомат – игровое оборудование (механическое, электрическое, электронное и т.д.), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем. Выигрыш определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового автомата, без участия организатора азартных игр или его работников.
Процессинговый центр букмекерской конторы – часть игорного заведения, в которой проводится учет ставок, принятых от участников данного вида азартных игр. Также здесь фиксируются результаты азартных игр, рассчитываются суммы подлежащих выплате выигрышей. А также осуществляется предоставление информации о принятых ставках и о выигрышах в пункты приема ставок букмекерской конторы.
Процессинговый центр тотализатора – часть игорного заведения, в которой проводится учет ставок, принятых от участников данного вида азартных игр, фиксируются результаты азартных игр, рассчитываются суммы подлежащих выплате выигрышей. А также осуществляется предоставление информации о принятых ставках и о выигрышах в пункты приема ставок тотализатора.
Пункт приема ставок букмекерской конторы – территориально обособленная часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр заключает пари с участниками данного вида азартных игр и осуществляет предоставление информации о принятых ставках, выплаченных и невыплаченных выигрышах в процессинговый центр букмекерской конторы.
Пункт приема ставок тотализатора – территориально обособленная часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр организует заключение пари между участниками данного вида азартных игр и осуществляет предоставление информации о принятых ставках, выплаченных и невыплаченных выигрышах в процессинговый центр тотализатора.

Налоговые ставки .

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ по каждому объекту налогообложения в следующих пределах (ст. 369 НК РФ):

Предельные размеры налоговых ставок:

В настоящее время в России функционируют только две действующие игорные зоны, которыми являются:

  • «Азов-Сити», расположенная на территории Краснодарского края;
  • «Сибирская монета», расположенная на территории Алтайского края.

Законом Краснодарского края установлены следующие налоговые ставки:

  • за один игровой стол – 125000 рублей;
  • за один игровой автомат – 7500 рублей;
  • за один процессинговый центр тотализатора – 125000 рублей;
  • за один процессинговый центр букмекерской конторы – 125 000 рублей;
  • за один пункт приема ставок тотализатора – 7 000 рублей;
  • за один пункт приема ставок букмекерской конторы – 7 000 рублей.

Пример расчета налога с игровым столом, имеющим более 1 игрового поля:

Остались вопросы? Напиши комментарий! Удачи!


Налог на игорный бизнес ставка 100% обновлено: Ноябрь 9, 2016 автором: Илья Журавлёв

Законодательством Российской Федерации разрешено организовывать предпринимательскую деятельность, связанную с азартными играми, тотализаторами, пари и т.п., предусматривающими денежный выигрыш и плату за участие в них. Игорный бизнес, как и другая предпринимательская деятельность, облагается соответствующими налогами. Предпринимателям рекомендуется вовремя и в полной сумме вносить этот обязательный платеж в налоговые органы во избежание штрафных санкций, которые в случае с азартными играми могут быть весьма крупными.

Рассмотрим, что именно является объектом налога игорного бизнеса, каким способом производится учет и контроль, как правильно рассчитать сумму и произвести уплату, а также расскажем о том, какие изменения произошли в этой сфере в 2017 году и чего еще ожидать бизнесменам.

Правовое регулирование игорного бизнеса

Закон «О госрегулировании деятельности по организации и проведению азартных игр» (ФЗ № 244, вступивший в силу с января 2007 года) – главный правоустанавливающий документ, касающийся организации игорного бизнеса и получения прибыли от этой деятельности.

Под игровой деятельностью в контексте предпринимательства понимается осуществление азартных игр в специальных учреждениях, оборудованных игровыми столами и/или автоматами (только в специально выделенных игорных зонах), а также в конторах букмекеров и на тотализаторах (при наличии лицензии).

Налог на игорный бизнес регулируется гл. 29 Налогового кодекса России, которая действует с 1 января 2004 года. В соответствии с текстом НК, такой бизнес регулируется региональными правовыми актами, то есть местные власти имеют прерогативу в установлении налоговой ставки (льгот по этому виду налога НК РФ не допускает). Если же на региональном уровне такой документ не принят, налог будет взиматься по общим требованиям, прописанным в НК.

ИТАК! Налог на игорный бизнес является прямым региональным платежом, поступающим в бюджет того территориального субъекта РФ, где он введен.

Объекты налога на игорный бизнес в 2017 году

Налоговый платеж на организацию игр взимается при наличии следующих атрибутов организации этого бизнеса:

  • игрового стола – специального оборудования, предусматривающего игровые поля, места для участников и, возможно, крупье;
  • игрового автомата – механического, электрического, электронного или другого аппарата, предусматривающего возможность денежного выигрыша без участия работника заведения (за счет устройства, генерирующего случайные комбинации);
  • процессингового букмекерского центра или тотализатора – отделения игорного учреждения, где учитываются и фиксируются ставки и результаты игр;
  • пункта приема ставок тотализатора или букмекерской конторы – специально выделенного места для заключения пари и фиксации информации о принятых ставках, результатах и суммах выигрышей.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Базой по данному налогу является суммарное количество каждого типа объектов игорного бизнеса.

Регистрация объектов налогообложения

Закон требует обязательно зарегистрировать в налоговых органах любой из перечисленных атрибутов не позже 2 дней, предшествующих его установке. Владелец должен подать в региональную налоговую службу заявление, в котором нужно указать объект будущего налогообложения и его местонахождение. После рассмотрения ему выдадут свидетельство о регистрации на этот объект. Датой регистрации (а значит, начала налогового периода) будет считаться число, проставленное на заявлении о регистрации.

ВАЖНО! Если предприниматель приобрел новый атрибут для организации игр или какое-либо оборудование выбыло из строя или снята с действия определенная точка, об этих изменениях нужно обязательно информировать налоговую в те же сроки.

Формы заявления и свидетельства о регистрации приняты Министерством финансов России в порядке Приказа от 22 декабря 2011 года № 184н.

Ставки и суммы

Налоговый кодекс устанавливает минимальный и максимальный размер ставок для каждого типа игровых объектов. Региональные власти вправе выбирать любую цифру в данных границах. Если в данном субъекте РФ не принят закон, регулирующий размер налоговой ставки по игорному бизнесу, то применяется минимальная ставка, значащаяся в НК РФ. Вот на какие суммы следует рассчитывать предпринимателю:

  • за игорный стол – от 25 тыс. до 125 тыс. руб.;
  • за игровой автомат – от 1,5 тыс. до 2,5 тыс. руб.;
  • за процессинговый тотализаторский или букмекерский центр – от 25 тыс. до 125 тыс. руб.;
  • за пункт приема ставок – от 5 тыс. до 7 тыс. руб.

Время уплаты

Налоговым периодом по этому виду налога признается календарный месяц. Исключение может быть, если старый объект выбыл до середины этого месяца или новый объект появился уже во второй его половине. В этом случае меняется доля налоговой ставки: когда старый объект снят с регистрации или новый объект зарегистрирован после 15 числа, в этом месяце взимается только половина налога.

Как рассчитать «игровой» налог

Порядок исчисления стандартен: налоговая база умножается на ставку. Нужно сначала определить количество объектов налогообложения по каждому типу отдельно, а затем умножить полученные результаты на ставку, установленную в данном регионе для таких атрибутов азартных игр. Полученные суммы складываются, образуя окончательный размер налогового платежа.

Пример

Предприниматель на территории Алтайского края (в игровой зоне «Сибирская монета») владеет игорным заведением, в котором 3 игровых стола, 10 игровых автоматов и букмекерская контора. Поскольку на территории Алтайского края не установлены специальные ставки игрового налога, расчет будет производиться по минимуму, предусмотренному в НК РФ.

За 3 игровых стола налог составит 25 000 х 3 = 75 000 руб.

За 10 игровых автоматов – 1500 х 10 = 15 000 руб.

За процессинговый центр букмекерской конторы – 25 000 руб.

Итого: 75 000 + 15 000 + 25 000 = 115 000 руб.: эту сумму составит налоговый ежемесячный платеж, если у предпринимателя не произойдет никаких изменений в количестве игровых объектов.

Декларируем «игровой» налог

Отчетность по налогу на игорный бизнес предусматривает включение информации о нем в налоговую декларацию. Порядок уплаты предусматривает ее ежемесячную подачу не позже, чем до 20 числа следующего месяца. В тексте декларации нужно не только обосновать сумму налога, но и указать динамику объектов налогообложении, если она имела место.

ВАЖНО! Если в декларации вы обнаружили ошибки или неточности, нужно в установленном ст. 81 НК РФ порядке подать в налоговый орган уточненный вариант декларации.

Ответственность нерадивых плательщиков

Закон строг к тем, кто не обеспечивает необходимых платежей в бюджет. За несвоевременную уплату или опоздание с подачей декларации, за ошибки в исчислении суммы или недоимки предусмотрены серьезные штрафы:

  • просрочка с документальной отчетностью грозит штрафом не менее чем в 1000 руб., составляющем от 5 до 30% суммы по данной декларации;
  • задержка с уплатой самого налога «потянет» за собой пеню за каждый просроченный день (ее размер составит 1/300 часть от ставки рефинансирования, отсчитанную в виде процента от неуплаченной вовремя суммы);
  • нарушение порядка регистрации игровых объектов чревато трехкратной суммой налога на неправильно или не вовремя зарегистрированный атрибут бизнеса, а при повторном нарушении эта сумма вырастет вдвое;
  • неуплаченный налог влечет самый серьезный штраф – от 20 до 40% от всей суммы недоимки.

К СВЕДЕНИЮ! Штрафы и пени не освобождают от обязанности уплатить недоимки в полном размере.

Новшества 2017 года

На текущий момент глобальных изменений по данному виду налога нет. Подвергся пересмотру лишь порядок начисления пеней – после 1 октября 2017 года действует правило: чем длительнее просрочка, тем больше пеня (п. 4 ст. 75 НК РФ).

Существует проект Минфина РФ, предусматривающий гигантское повышение налоговых ставок по игорному бизнесу (почти в 100 раз за онлайн-конторы и вдвое по остальным игровым объектам), однако такое радикальное изменение, могущее сильно повлиять на экономику игровых зон, на сегодня пока не принято.

Министерство финансов России представило в правительство проект поправок в Налоговый кодекс (НК), в два раза повышающих ставки налога на игорный бизнес. При этом ранее рассматривалось более существенное повышение ставок — до 10 раз. Документ размещен на официальном сайте нормативно-правовой информации.

Поправки к закону были разработаны Минфином к концу ноября и доработаны Госдумой после публичного обсуждения. Налог на игорный бизнес относится к региональным налогам. В нынешнем виде проект поправок подразумевает, что субъекты Российской Федерации увеличат налоговые ставки в два раза от нынешних пределов, установленных в статье 369 Налогового кодекса. Минэкономразвития дало положительную оценку проекту поправок.

Сумма налоговых отчислений в месяц за один игровой стол будет установлена в диапазоне от 50 тыс. до 250 тыс. руб., а за один игровой автомат — от 3 тыс. до 15 тыс. руб. Налог за один пункт приема ставок тотализатора и букмекерской конторы составит от 10 тыс. до 14 тыс. руб.

За пункты приема ставок (процессинговые центры) тотализаторы и букмекерские конторы обяжут платить от 50 тыс. до 250 тыс. руб.

В свою очередь, за прием ставок в интернете предпринимателей хотят обязать ежемесячно выплачивать 2,5-3 млн руб., что в сто раз больше нынешних налоговых ставок.

В случае, когда налоговые ставки не определены законами самих субъектов Российской Федерации, они устанавливаются исходя из минимальных значений, прописанных в НК.

Кроме того, поправки будут внесены в закон о лотереях, которые наряду с букмекерством активно развивались в России после запрета игорного бизнеса вне особых зон. С момента их принятия операторы лотереи должны будут оплачивать ее выигрыш только после предъявления победителем документа, подтверждающего личность.

Один за всех

В 2006 году российские власти запретили организацию бизнеса казино вне специально отведенных для этого игорных зон, которые начали появляться лишь спустя три года, в 2009-м. До принятия этого решения оборот казино и игровых автоматов оценивался в $5-6 млрд при 400 тыс. игровых автоматов по всей России, следует из обзора российского игорно-развлекательного рынка консалтинговой компании Cushman & Wakefield. К 2006 году было выдано 6300 лицензий, более 60% заведений работали в Москве и Санкт-Петербурге.

Однако в 2009 году к моменту вступления закона в силу ни одна из игорных зон не функционировала. Первые казино были открыты в зоне «Азов-Сити» в 2010 году («Оракул» и «Шамбала»). Объем инвестиций в них на конец 2015 года превышал 5 млрд руб. Казино в Алтайском крае и в Приморье заработали лишь в 2015 году. Таким образом, легальный игорный бизнес в период 2009-2015 годов ограничился работой только одной зоны — «Азов-Сити». Все четыре легальные игровые зоны стали действовать на территории России лишь в прошлом году, после открытия казино в Калининградской области.

Кто сколько даст

Как следует из отчета Федеральной налоговой службы (ФНС) России, сумма исчисленного налога на игорный бизнес за 2015 год составила 623 млн руб. Информацией о сборах за 2016 год налоговые органы пока не располагают.

В министерстве финансов Калининградской области в октябре 2016 года заявили о планах пополнить годовой бюджет за счет игорной зоны «Янтарная» на 9 млн руб., хотя еще весной правительство региона рассчитывало на доход в 40 млн руб., отмечает сайт News of Gambling.

Доход алтайского бюджета за прошедший год от игорной зоны «Сибирская монета» составил 37 млн руб. За год зону казино посетило более 30 тыс. туристов. Это на 10 тыс. больше, чем в 2015 году, рассказал глава региона Александр Карлин агентству «Интерфакс».

Что касается игорной зоны в Приморье, пока она не оправдывает налоговых ожиданий краевых властей.

На низкий уровень поступлений в бюджет региона от этого вида деятельности обратила внимание Контрольно-счетная палата Приморского края. По данным, опубликованным на сайте департамента финансов Приморского края, по состоянию на 1 декабря 2016 года поступления в краевой бюджет от игорного бизнеса составили 128,5 млн руб.

Старейшая игровая зона — «Азов-Сити» — пополнила бюджет Краснодарского края в 2016 году на 236,5 млн руб., следует из данных министерства финансов региона. Число посетителей «Азов-Сити» за год составило 464,6 тыс. человек.

В 2017 году планируется открытие еще одной игорной зоны — в Республике Крым. Она должна появиться на территории санатория «Жемчужина» в поселке Гаспра в Большой Ялте, расположенном недалеко от замка «Ласточкино гнездо». Госсовет Крыма принял закон о налоге на игорный бизнес в ноябре 2014 года — спустя полгода после референдума о присоединении к России, определив ставки на максимально возможном уровне по НК России. За прошедшие два года общее количество букмекерских контор на территории полуострова выросло на 370%, с 20 до 94. Доходы от налогов на игорный бизнес за первые полгода 2016 года составили 3,8 млн руб., что в три раза выше, чем за аналогичный период 2015 года, рассказала министр финансов Республики Крым Ирина Кивико.

Сочи играет по-крупному

В начале года, 5 января, в России открылась пятая зона казино — на территории Красной Поляны в Сочи. Постановление о создании игорной зоны в горах Сочи премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал в августе 2016 года. «Сочи казино и курорт» имеет пять звезд и единовременно может вместить до 2 тыс. посетителей. В настоящее время в казино работают 569 автоматов и 70 игровых столов. Ожидаемый размер налоговых отчислений от его работы составляет более 433 млн руб. в год.

При этом под угрозу закрытия попал «Азов-Сити» — согласно действующему законодательству, в одном субъекте Федерации не может быть двух игорных зон. Закрытие планируется на 1 января 2019 года.

Поправки в налоговое законодательство негативно скажутся на бизнесе, сообщил «Газете.Ru» генеральный менеджер «Сочи казино и курорт» Стюарт Маклафлин. «В проект вложено более 4 млрд руб., есть план по окупаемости, и изменение «правил игры» заставит нас пойти на корректировку стратегии и бизнес-планов», — добавил он, отметив, что во всем мире казино — огромный многомиллиардный бизнес, но в России он находится в зачаточной стадии, не успев оформиться и окрепнуть. «Резкие изменения в области законодательства и повышение налоговой нагрузки могут стать значительным препятствием для развития уже существующих проектов и появления новых», — убежден Маклафлин.

Как рассказали в Cushman & Wakefield (работали над проектом казино в Сочи), с учетом оборудования, которое стоит в казино «Сочи», в 2017 году сумма налоговых сборов должна составить около 150 млн руб. (при нынешних налоговых ставках). При этом на оплату труда и содержание персонала предполагается потратить в 10 раз больше — около 1,5 млрд руб. Также предполагаются довольно высокие операционные расходы, в том числе на управление, банковские, на охрану, маркетинг (около 25-28% от планируемой выручки казино). Налогообложение столов и автоматов в этом случае составляет менее 5% расходов.

«Однако двукратное увеличение налоговых ставок сделает эту статью расходов уже существенной», — рассказала руководитель отдела гостиничного бизнеса и туризма Cushman & Wakefield Марина Смирнова.

Поэтому представителям бизнеса пока трудно говорить о перспективах изменения законодательства. Проще говоря, рассчитать расходы легче, чем точно спрогнозировать доходы. Среди играющих значение факторов — рынок легального игорного бизнеса, который долго оставался практически вакантным (действовала только одна игорная зона, да и та была труднодоступной для массовых игроков). «Вакантная» ниша быстро заполнилась подпольным бизнесом, который существует до сих пор. Как следствие, подпольные казино перетягивают доходы легальных. Кроме этого, в России активно работают онлайн-казино, обороты которых растут. Это тоже приведет к снижению доходов легальных казино ниже расчетных. Поэтому очевидно, что увеличение налоговой базы будет весьма чувствительным для экономики игорной зоны.

«Менять столь радикально ставки налогообложения — это не только путать расчеты инвесторов, но и плохой сигнал бизнесу в целом. Игорный бизнес особенно чувствителен к этим изменениям, так как в этой сфере очень часто меняется регулирующее законодательство», — заключили в компании.

  • 8. Основные начала законодательства о налогах и сборах (принципы налогового права).
  • 9. Нормы налогового права. Понятие и виды. Действие норм налогового права в пространстве, по кругу лиц, во времени.
  • Особенности норм налогового права
  • Особенности норм налогового права:
  • Виды норм налогового права Виды норм налогового права
  • 10. Понятие налогового правоотношения, его элементы.
  • 11. Юридические факты в налоговом праве: понятие, значение, виды.
  • 13. Понятие налогоплательщика, плательщика сборов и налогового агента. Резиденты и нерезиденты.
  • Налоговые резиденты и нерезиденты
  • 14. Права и обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов. Права и обязанности налогоплательщиков
  • 2.1 Права налогоплательщиков (плательщиков сборов)
  • 2.2 Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)
  • 2.3 Налоговые агенты, их права и обязанности
  • 15. Представительство в налоговых правоотношениях: понятие, виды, общая характеристика. Представители налогоплательщиков, их полномочия, права и обязанности
  • 16. Обжалование актов (решений) налоговых и иных органов, действий и бездействия их должностных лиц. Обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц
  • 1.1 Право на обжалование
  • 1.2 Порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу
  • 1.3 Права вышестоящего налогового органа или должностного лица при рассмотрении жалобы и по итогам ее рассмотрения
  • 1.4 Порядок рассмотрения жалоб, поданных в суд
  • 17. Понятие и система налоговых органов. Права и обязанности налоговых органов.
  • 18. Понятие и система таможенных органов. Права и обязанности таможенных органов в сфере налогообложения.
  • 19. Понятие и система финансовых органов. Полномочия финансовых органов в сфере налогообложения.
  • 6. Финансовая система Российской Федерации как совокупность входящих в нее элементов, ее состав
  • Основания возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налогов и сборов Основания возникновения налоговой обязанности
  • Основания для прекращения налоговой обязанности
  • Взыскание налога или сбора за счет имущества налогоплательщика или налогового агента Взыскание налога или сбора за счет имущества налогоплательщика или налогового агента
  • 22. Понятие и формы изменения срока уплаты налога, сбора.
  • 23. Понятие и виды способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
  • 24. Взыскание налога, сбора, пени и штрафа. Внесудебный и судебный порядок взыскания.
  • 25. Понятие и порядок зачёта и возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов, пеней, штрафов.
  • 26. Понятие налогового контроля. Формы и виды налогового контроля. Органы, осуществляющие налоговый контроль.
  • Государственный налоговый учет
  • Мониторинг и оперативный налоговый контроль
  • 27. Учёт налогоплательщиков. Основания и порядок постановки на налоговый учёт и снятия с налогового учёта.
  • 29. Налоговые проверки: понятие и виды, общая характеристика.
  • 30. Налоговая декларация и её значение для налогового контроля. Форма налоговой декларации. Обязанность подачи и внесение изменений в налоговую декларацию.
  • Кто сдает налоговую декларацию
  • Сроки представления налоговой декларации
  • Виды налоговых деклараций
  • 31. Участие свидетеля, переводчика, понятых, эксперта и специалиста в мероприятиях налогового контроля.
  • 32. Место ответственности за налоговые правонарушения в системе нарушений законодательства о налогах и сборах.
  • 33. Понятие налогового правонарушения. Общие условия привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.
  • 34. Понятие и юридический состав налогового правонарушения.
  • 35. Налоговые санкции: понятие, виды, порядок и давность взыскания.
  • 36. Виды налоговых правонарушений.
  • 37. Понятие, виды и значение косвенных налогов.
  • 38. Налог на добавленную стоимость.
  • Налогообложение ндс
  • Налоговая
  • Порядок расчета
  • Порядок возмещения
  • Восстановление налога
  • Декларирование
  • 40. Налог на доходы физических лиц.
  • 41. Налог на прибыль организаций.
  • 42. Налог на добычу полезных ископаемых.
  • 43. Водный налог.
  • 44. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. Общая характеристика. Плательщики сборов. Сбор за пользование объектами животного мира
  • Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов
  • 45. Государственная пошлина.
  • 46. Налог на имущество организаций.
  • 47. Транспортный налог.
  • 48. Налог на игорный бизнес.
  • 49. Налог на имущество физических лиц.
  • 50. Земельный налог.
  • 51. Понятие и виды специальных налоговых режимов. Общая характеристика и значение специальных налоговых режимов.
  • 52. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).
  • 53. Упрощённая система налогообложения.
  • 54. Система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности.
  • 55. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
  • 56. Особенности налогообложения в особых экономических зонах.
  • 48. Налог на игорный бизнес.

    Налог на игорный бизнес с 1 января 2004 г. устанавливается НК (разд. 9 «Региональные налоги и сборы» гл. 29 «Налог на игорный бизнес») и законами субъектов РФ о налоге, вводится в действие в соответствии с НК законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.

    Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных НК, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу.

    При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

    Налогоплательщиками налога на игорный бизнес выступают организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.

    Игорным бизнесом признается предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями или индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг.

    Объектами налогообложения являются:

      игровой стол;

      игровой автомат;

      касса тотализатора;

      касса букмекерской конторы.

    Налоговая база по каждому из объектов налогообложения определяется отдельно как общее количество соответствующих объектов налогообложения.

    Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ в пределах, указанных вст. 369 Налогового кодекса (табл. 16.2).

    Таблица 16.2

    Налоговые ставки по налогу на игорный бизнес

    Порядок исчисления налога. Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы, установленной по каждому объекту налогообложения, и ставки налога, установленной для каждого объекта налогообложения.

    Налог, подлежащий уплате по итогам налогового периода, уплачивается налогоплательщиком не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации за соответствующий налоговый период. Таким образом, налог должен уплачиваться ежемесячно не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

    49. Налог на имущество физических лиц.

    Основным нормативным актом, обеспечивающим правовое регулирование уплаты налога на имущество физических лиц, в 2004 г. являлся Закон о налогах на имущество физических лиц.

    Плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и предприятий (организаций). Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. Плательщиком налога может быть одно из указанных лиц, определяемое по соглашению между ними.

    Объектами налогообложения признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.

    Ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям. Ставки налога устанавливаются в пределах, указанных в табл. 17.1.

    Таблица 17.1

    Ставки налога на имущество физических лиц

    Налоговые льготы. От уплаты налога на имущество физических лиц освобождаются категории граждан, названные в ст. 4 Закона о налогах на имущество физических лиц.

    Органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые льготы по налогам и основания для их использования налогоплательщиками.

    Порядок исчисления налога. Исчисление налогов производится налоговыми органами. Налог устанавливается на основании данных об инвентаризационной стоимости имущества физических лиц по состоянию на 1 января каждого года.

    Лица, имеющие право на льготы, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы. При возникновении права на льготу в течение календарного года перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право. В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика.

    Платежные извещения об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами ежегодно не позднее 1 августа.

    Порядок и сроки уплаты налога. Уплата налога производится владельцами равными долями в два срока – не позднее 15 сентября и 15 ноября.

    По новым строениям, помещениям и сооружениям налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением или приобретением.

    За строение, помещение и сооружение, перешедшее по наследству, налог взимается с наследников с момента открытия наследства. За строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этих строениях, помещениях и сооружениях. За строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей совместной собственности нескольких собственников без определения долей, налог уплачивается одним из указанных собственников по соглашению между ними. В случае несогласованности налог уплачивается каждым из собственников в равных долях.

    При переходе права собственности на строение, помещение, сооружение от одного собственника к другому в течение календарного года налог уплачивается первоначальным собственником с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанное имущество, а новым собственником – начиная с месяца, в котором у последнего возникло право собственности.

    В случае уничтожения, полного разрушения строения, помещения, сооружения взимание налога прекращается начиная с месяца, в котором они были уничтожены или полностью разрушены.

    В течение последних шести лет объем налоговых отчислений от игорного бизнеса постепенно увеличивается. По данным Федеральной налоговой службы (ФНС), за 2016 год организаторы азартных игр уплатили в бюджеты субъектов РФ около 809,4 млн рублей. По сравнению с 2015 годом количество отчислений увеличилось почти на 30%. Журналисты Betting Business Russia проанализировали информацию, предоставленную ФНС, и выяснили, что лидирующей отраслью по количеству налоговых отчислений в 2016 году стали казино, которые на 3% обогнали позапрошлогодних чемпионов - букмекеров.

    Налоговые отчисления

    В 2016 году налоговые поступления от игорного бизнеса составили 809,4 млн рублей. Как и годом ранее, одной из основных причин роста количества поступлений является увеличение числа объектов налогообложения налогом на игорный бизнес. Так, по состоянию на конец 2016 года в России их насчитывалось 7926, что на 13% больше, чем в 2015-м.
    С 1 июля 2009 года на территории РФ деятельность казино ограничена игорными зонами. Это стало одной из ключевых причин значительного спада налоговых поступлений. Если в 2007 году от плательщиков налога на игорный бизнес поступило 33,449 млрд рублей, в 2008-м - 27,812 млрд, то в 2009-м - 10,827 млрд (сокращение почти втрое). Пик спада (более чем в 150 раз) приходится на 2010-й - 65,8 млн рублей. C 2011 года начался постепенный рост количества налоговых отчислений от организаторов игорного бизнеса.
    Лидирующей отраслью по количеству налоговых отчислений в 2016 году стали казино, функционирующие в игорных зонах, которые принесли государству 405 млн рублей - 50% от общей суммы исчисленного налога на игорный бизнес. Букмекерская деятельность, которая ранее была лидирующей по этому показателю, в прошлом году обеспечила 348,2 млн рублей налоговых поступлений (47%), тотализаторы - всего 3% от общего числа.

    В разрезе отдельных объектов налогообложения наибольшее количество поступлений обеспечили ППС букмекерских контор - 348,2 млн рублей, что составляет около 43% от общего количества. На второй позиции находятся игровые столы - 226,6 млн рублей (28%), на 48 млн рублей меньше обеспечили игровые автоматы (22%).

    В 2016 году увеличилось общее количество объектов, подлежащих обложению налогом на игорный бизнес. По итогам отчетного периода их насчитывалось 7926, в 2015 году - 7018. Вместе с этим выросло и число налогоплательщиков (организаций), осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса. В 2016 году налоговые декларации по налогу на игорный бизнес предоставили 1187 организаций - на 457 больше, чем в 2015-м.
    Налог на игорный бизнес - один из трех региональных налогов, поступления от которого являются источником доходов бюджета субъекта РФ, на территории которого он введен. Сфера его регулирования - налогообложение доходов, полученных от организации и проведения азартных игр. Согласно Налоговому кодексу (НК) РФ, объектами налогообложения на игорный бизнес являются: игровой стол, игровой автомат, процессинговый центр (ПЦ) тотализатора, ПЦ букмекерской конторы, ППС тотализатора, ППС букмекерской конторы.

    Букмекерство

    По итогам 2016 года на территории РФ насчитывалось 4767 ППС букмекерских компаний (согласно данным отчета о налоговой базе и структуре начислений по налогу на игорный бизнес, опубликованного на официальном сайте ФНС. - Прим. ред .). В сумме с них перечислено в бюджет 348,2 млн рублей. Наибольшее количество отчислений - с букмекерских ППС Центрального федерального округа (113,4 млн рублей). На момент предоставления отчетности там действовало 1473 ППС.
    ППС букмекерских компаний облагаются налогом на игорный бизнес. Согласно статье 369 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Ежемесячные налоговые отчисления с одного ППС букмекерской конторы составляют 5–7 тыс. рублей. В большинстве областей РФ ежемесячный налог - 7 тыс. рублей. Налоговым периодом признается календарный месяц.

    Вторым по количеству отчислений является Приволжский федеральный округ - 67,6 млн рублей, в 2016 году в этом регионе функционировало 922 ППС. Третье место занимает Южный федеральный округ - 55,8 млн рублей (803 ППС).

    Отдельно налогом на игорный бизнес облагаются и процессинговые центры букмекерских контор. В 2015 году их насчитывалось 27, в 2016-м количество ПЦ увеличилось до 36. При этом сумма исчисленного налога незначительно изменилась в меньшую сторону.
    Ежемесячно за один ПЦ букмекерской компании необходимо платить от 25 до 125 тыс. рублей. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. В большинстве регионов налоговая ставка является максимальной. В 2016 году ПЦ букмекерских контор размещались в пяти федеральных округах: Центральном, Северо-Западном, Южном, Приволжском и Северо-Кавказском. Их большая часть зарегистрирована в Центральном федеральном округе - 29 из 36.

    Тотализаторы

    По итогам прошлого года в России насчитывалось 195 ППС тотализаторов, что на 65 ППС меньше, чем в 2015-м. ФНС сообщает, что эти объекты налогообложения уплатили 16,1 млн рублей налога на игорный бизнес.
    Налоговые ставки для ППС тотализаторов устанавливаются законами субъектов РФ и составляют 5–7 тыс. рублей. Налоговым периодом признается календарный месяц. В большинстве регионов ежемесячный налог - 7 тыс. рублей. Наибольшее количество ППС зарегистрировано в Приволжском федеральном округе - 54. С их деятельности перечислено 4,5 млн рублей. Вторым регионом по количеству ППС тотализаторов и сумме исчисленного налога является Центральный федеральный округ - 46 ППС (4 млн рублей).

    Согласно данным ФНС, в 2016 году на территории РФ функционировало девять ПЦ тотализаторов. Сумма исчисленного налога с ПЦ тотализаторов составила 8,4 млн рублей. Шесть из девяти ПЦ находятся в Центральном федеральном округе; в Северо-Западном, Южном и Северо-Кавказском - по одному ПЦ.

    Казино

    Отдельными объектами налогообложения являются игровые столы и игровые автоматы, функционирующие в казино, которые работают в игорных зонах.
    В 2016 году увеличилось количество объектов налогообложения в связи с началом деятельности в игорных зонах «Приморье» и «Янтарная». Всего по итогам прошлого года в России насчитывалось 224 игровых стола: 148 - в Южном федеральном округе, 55 - в Дальневосточном, 11 - в Сибирском и 10 - в Северо-Западном.

    Сумма налога с игровых столов всех действующих игорных зон составила 226,5 млн рублей. Игровых автоматов насчитывалось 2695, наибольшее количество (2035 автоматов) - в Южном федеральном округе. В сумме с игровых автоматов действующих игорных зон получено в бюджет 178,4 млн рублей.