Учетная политика в части налога на прибыль. Учетная политика для целей налогообложения. Учет расходов на приобретение прав на земельные участки

Российский бухгалтер, N 5, 2015 год
Наталия Ряскова,
эксперт журнала

Чем учетная политика для целей налогообложения отличается от учетной политики для бухгалтерского учета? Обязательно ли ее составлять и как правильно отразить в ней нюансы налогового учета?

Учетная политика представляет собой совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета. Данное определение приведено в Федеральном законе от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ). Порядок разработки и применения учетной политики для целей бухгалтерского учета регламентируется Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации (ПБУ 1/2008)" , утвержденным Приказом Минфина России от 6 октября 2008 года N 106н . Таким образом, Закон N 402-ФЗ и ПБУ 1/2008 помогают при разработке учетной политики, но только для целей бухгалтерского учета.

Для целей налогообложения применяется учетная политика для налогового учета, которая в соответствии со ст.11 Налогового кодекса РФ , представляет собой выбранную налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. На практике чаще всего к формированию учетной политики для налогового учета организации подходят более серьезно. Но никаких рекомендаций для разработки учетной политики налогового учета нет.

Разрабатывать учетную политику для целей налогового учета можно в виде отдельного документа, а можно добавить дополнительный раздел в учетную политику по бухгалтерскому учету. Какой бы способ не был выбран, учетная политика на следующий год до 31 декабря должная быть утверждена приказом (распоряжением) руководителя. Данное положение следует из норм Налогового кодекса РФ , а именно из п.1 ст.285 , в соответствии с которой налоговым периодом по налогу на прибыль является календарный год. Применяться учетная политика в организации должна с момента регистрации организации и до ее ликвидации.

Зачастую на практике учетная политика утверждается ежегодно в конце года на следующий календарный год. У специалистов по этому поводу свое мнение: поскольку для учетной политики применяется принцип последовательности, утверждать ее ежегодно нет необходимости. Составлять новую налоговую учетную политику каждый год не нужно. Однажды принятая, она применяется до тех пор, пока в нее не будут внесены изменения.

В то же время в учетную политику могут вноситься изменения. Так, например, если организация планирует изменить ранее применяемые методы учета. В данном случае изменения в учетную политику могут быть внесены только с начала следующего календарного года, т.е. приказ об утверждении учетной политики на новый календарный год должен быть подписан в декабре. В том случае если изменения учетной политики - следствие изменения законодательства о налогах и сборах, необходимые изменения нужно внести с момента вступления в силу соответствующего законодательства. В последнем случае создают приказ об изменении учетной политики. Изменения в течение налогового периода необходимо также внести в тех случаях, когда организация начала осуществление новых видов деятельности. Таким образом, вносить изменения в учетную политику в течение календарного года можно только в двух случаях, рассмотренных ранее. Во всех остальных случаях изменять учетную политику можно только с начала года.

Налоговая учетная политика едина для всей организации и обязательна для всех ее подразделений. В отношении НДС это правило прямо закреплено в п.12 ст.167 Налогового кодекса РФ . Налогоплательщики не обязаны представлять свою налоговую учетную политику в налоговую инспекцию сразу же после ее составления. Если же налоговики проводят у налогоплательщика проверку, учетную политику придется предъявить в пятидневный срок после получения требования о доставке документа.

Как правило, учетная политика состоит из нескольких разделов, чаще всего двух.

Общий раздел содержит организационно-технические вопросы, такие как правила ведения налогового учета (какое подразделение ведет налоговый учет или лицо, ответственное за его ведение), порядок документооборота при ведении налогового учета, порядок ведения налогового учета в структурных подразделениях и представления данных в головной офис (при их наличии) и т.д.

Специальный раздел отражает порядок формирования налоговой базы по тем или иным налогам. Нормами ст.25 Налогового кодекса РФ установлено право выбора налогоплательщика по выбору правил ведения налогового учета. Выбор налогоплательщика должен быть отражен в учетной политике по налоговому учету. Так, необходимо описать в учетной политике предусмотренный законодательством способ учета, наиболее подходящий для организации.

Составлять учетную политику для целей налогообложения должны как организации, применяющие общую систему налогообложения, так и организации, применяющие упрощенную систему налогообложения. Для организаций, применяющих общим режим налогообложения, необходимо осветить вопросы определения налоговой базы по всем налогам, плательщиком которых является организация. Для предприятий, применяющих УСН, главной задачей является выбор тех способов учета доходов и расходов, которые разрешены главой 26.2 Налогового кодекса РФ .

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ

Как известно, Налоговым кодексом предусмотрено большое количество вариантов ведения учета для исчисления налога на прибыль. Учетная политика поможет организации определиться с тем или иным способом ведения учета. Рассмотрим основные моменты формирования учетной политики для налога на прибыль.

Расходы на оплату труда. В учетной политике для целей налогового учета необходимо отразить показатель оплаты труда, который будет использоваться при исчислении налога на прибыль. Напомним, что налогоплательщик вправе выбрать либо показатель среднесписочной численности, либо показатель расходов на оплату труда.

Незавершенное производство. В соответствии со ст.319 НК РФ прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного или налогового периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены. Иными словами, часть прямых расходов будет признана в текущем отчетном или налоговом периоде, а часть прямых расходов должна быть отнесена к незавершенному производству, к остаткам готовой продукции на складе и к отгруженной, но не реализованной в отчетном или налоговом периоде продукции.

Напомним, что под незавершенным производством понимается продукция (работы или услуги) частичной готовности, т.е. не прошедшая все операции обработки (изготовления), предусмотренные технологическим процессом. В незавершенное производство включаются законченные, но не принятые заказчиком работы и услуги. К незавершенному производству относятся также остатки невыполненных заказов производств и остатки полуфабрикатов собственного производства. При этом нормами ст.319 Налогового кодекса РФ не предусмотрены правила оценки незавершенного производства. Таким образом, налогоплательщик обязан самостоятельно разработать порядок распределения прямых расходов на незавершенное производство и на изготовленную в текущем месяце продукцию, выполненные работы или оказанные услуги. Разработанный порядок распределения прямых расходов следует прописать в учетной политике для целей налогообложения и применять не менее двух налоговых периодов. Отметим, что организация имеет право использовать в целях налогового учета тот же самый порядок оценки незавершенного производства, что и в бухгалтерском учете.

В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности , утвержденным Приказом Минфина России от 29 июля 1998 года N 34н (далее - Положение), незавершенное производство в массовом и серийном производстве может отражаться в бухгалтерском балансе:

- по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости;

- по прямым статьям затрат;

- по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.

При единичном производстве продукции незавершенное производство отражается в бухгалтерском балансе по фактически произведенным затратам.

Методы оценки сырья, материалов и товаров. В учетной политике для целей налогообложения необходимо также закрепить метод оценки сырья и материалов, используемых при производстве товаров, выполнении работ и оказании услуг, а для определения стоимости приобретения товаров - метод оценки покупных товаров при их реализации. Сделать это необходимо для определения материальных затрат для целей налогообложения.

В соответствии с п.8 ст.254 Налогового кодекса РФ установлены следующие методы оценки сырья и материалов:

- по стоимости единицы запасов (товара);

- по средней стоимости;

- по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО).

При этом в отличие от Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов (ПБУ 5/01)" , утвержденному Приказом Минфина России от 9 июня 2001 года N 44н (далее - ПБУ 5/01), налоговое законодательство не раскрывает содержание этих методов. Таким образом, в учетной политике для целей налогообложения необходимо отразить тот или иной метод использования оценки материалов, но руководствоваться данным методом необходимо на основании ПБУ 5/01 . Напомним, что ранее применялся также метод оценки сырья и материалов ЛИФО - по стоимости последних по времени приобретений. В соответствии с Приказом Минфина России от 26 марта 2007 года N 26н , данный метод был исключен из бухгалтерского учета с 1 января 2008 года. А с 1 января 2015 года был также исключен и для целей налогового учета (Федеральный закон N 81-ФЗ от 20 апреля 2014 года).

Амортизация. Налоговым законодательством () предусмотрено два метода начисления амортизации: линейный и нелинейный. Только линейным методом можно начислять амортизацию по объектам (зданиям, сооружениям, передаточным устройствам и нематериальным активам), входящим в восьмую - десятую амортизационные группы. Напомним, что в восьмую - десятую амортизационные группы входит имущество со сроком полезного использования свыше 20 лет. По всем остальным объектам налогоплательщика может применяться только метод начисления амортизации, закрепленный в его учетной политике.

Линейный метод начисления амортизации регламентируется ст.259.1 Налогового кодекса РФ . Сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении амортизируемого имущества определяется как произведение его первоначальной (или восстановительной) стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта. Линейный метод начисления амортизации хоть и не является экономически выходным - самый простой. Стоимость амортизируемого имущества переносится на расходы для целей исчисления налога на прибыль организаций равномерно. При применении этого метода амортизация начисляется отдельно по каждому объекту амортизируемого имущества.

Порядок применения нелинейного метода начисления амортизации регламентирован и позволяет большую часть стоимости амортизируемого имущества перенести на расходы в целях налогового учета еще в начале срока его полезного использования.

При использовании нелинейного метода амортизация начисляется не по каждому объекту амортизируемого имущества, а по каждой амортизационной группе или подгруппе. Для этих целей при использовании налогоплательщиком нелинейного метода формируется суммарный баланс амортизационных групп (подгрупп) как суммарная стоимость объектов, входящих в каждую амортизационную группу (подгруппу). Объекты, входящие в состав амортизируемого имущества налогоплательщика, учитываются в суммарном балансе амортизационных групп или подгрупп по своей первоначальной или остаточной стоимости. При этом соответствующие объекты включаются в состав амортизационных групп или подгрупп исходя из срока полезного использования, установленного при их введении в эксплуатацию. Ежемесячно суммарный баланс амортизационных групп или подгрупп уменьшается на сумму начисленной по данной группе или подгруппе амортизации.

Нормами ст.259.2 Налогового кодекса РФ установлены нормы амортизации, применяемые по каждой амортизационной группе.

В соответствии с п.1 ст.259 Налогового кодекса РФ не чаще одного раза в пять лет налогоплательщик вправе изменить метод начисления амортизации, перейти с нелинейного на линейный метод начисления амортизации. Напомним, что изменение допускается с начала очередного налогового периода.

За исключением восьмой - десятой амортизационных групп, по всем остальным объектам организация должна использовать единую методику начисления амортизации.

Очередной вопрос, возникающий в данном вопросе начисления амортизации, будет ли налогоплательщик пользоваться амортизационной премией? Напомним, что в соответствии с

НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ И УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА

Организация является плательщиком налога на прибыль. Это значит, что часть ее учетной политики для целей налогообложения (далее - налоговая политика) должна быть посвящена порядку уплаты налога на имущество организации. Рассмотрим, какие вопросы для исчисления этого налога следует осветить компании в налоговой политике.

Статья 14 Налогового кодекса РФ (НК РФ) относит налог на имущество организаций в состав региональных налогов, что, в свою очередь, означает, что он устанавливается НК РФ, но вводится в действие законом субъекта РФ. При этом с момента его введения в действие региональным законодательством на территории субъекта РФ он является обязательным к уплате на соответствующей территории. Аналогичное положение закреплено и в ст. 372 гл. 30 НК РФ, нормами которой установлены правила исчисления имущественного налога компаний.

Региональные власти вправе не только принимать решение о введении данного налога на территории своего субъекта, но и конкретизировать общие правовые положения, установленные гл. 30 НК РФ. Так, в частности, региональное законодательство самостоятельно устанавливает ставку налога (в пределах, установленных гл. 30 НК РФ), а также порядок и сроки уплаты налога в бюджет. Кроме того, региональным законом могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

В разделе налоговой политики, посвященном уплате налога на имущество, компания в первую очередь должна указать свой статус плательщика имущественного налога. Напомним, что в силу п. 1 ст. 373 НК РФ плательщиками налога на имущество признаются:

Российские организации (как коммерческие, так и некоммерческие);

Иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянное представительство;

Иностранные организации, не имеющие постоянного представительства в РФ, но владеющие недвижимостью, находящейся на российской территории.

Статус плательщика налога необходим, так как для каждой из указанных категорий организаций гл. 30 НК РФ определен свой объект налогообложения, на что указывают положения ст. 374 НК РФ.

Так, российские фирмы в общем случае уплачивают имущественный налог с движимого и недвижимого имущества, учтенного на балансе организации в качестве объектов основных средств (ОС) в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Заметим, что главным критерием признания имущества объектом налогообложения признается включение его в состав ОС организации, поэтому налог уплачивается даже по тем объектам, которые переданы компанией во временное владение, пользование, распоряжение, доверительное управление, внесены в совместную деятельность или получены по концессионному соглашению.

Обратите внимание, согласно п. п. 21, 22 и 49 Методических указаний по бухгалтерскому учету ОС, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (далее - Методические указания), на балансе организации в составе ОС учитывается имущество, находящееся на праве собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления. Это, в свою очередь, означает, что организация - балансодержатель ОС, находящихся у нее в хозяйственном ведении или оперативном управлении, будет с них уплачивать имущественный налог. Аналогичные разъяснения содержатся в Письмах Минфина России от 21.12.2009 N 03-05-05-02/86, от 11.06.2009 N 03-05-05-01/33 и в др.

Если на балансе компании имеются такие ОС, то в учетной политике необходимо привести их состав, а также указать состав документов, подтверждающих соответствующие права на них.

Напоминаем, что в части документального подтверждения прав на недвижимое имущество организация должна руководствоваться Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“. Единственным доказательством существования зарегистрированных прав на объект недвижимости является государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав (далее - ЕГРП). Следовательно, обязанность уплачивать налог на имущество, переданное организации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, возникает у нее с момента внесения соответствующей записи в ЕГРП. Аналогичные разъяснения приведены в Письме Минфина России от 28.01.2010 N 03-05-05-01/02. Такого же мнения придерживается и правоприменительная практика, на что указывает Постановление Президиума ВАС РФ от 29.03.2011 N 16400/10 по делу N А40-114912/09-99-810.

Таким образом, российская фирма исчисляет налог только с тех ОС, которые отражены на ее балансе. Заметьте, гл. 30 НК РФ прямо определяет, что налог на имущество определяется по данным бухгалтерского учета ОС.

Напомним, что в бухгалтерском учете правила формирования информации об ОС организации установлены Положением по бухгалтерскому учету “Учет основных средств“ ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н (далее - ПБУ 6/01). Кроме того, при учете ОС организации используют еще и Методические указания.

Причем в соответствии с указанными нормативными документами бухгалтерского законодательства в составе ОС отражаются только те объекты, в отношении которых одновременно выполняются все условия, установленные п. 4 ПБУ 6/01:

Объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

Объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 мес. или обычного операционного цикла, если он превышает 12 мес.;

Организация не предполагает последующей перепродажи данного объекта;

Объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Обратите внимание, что бухгалтерское законодательство не содержит стоимостного критерия отнесения объекта в состав ОС компании. Вместе с тем п. 4 ПБУ 6/01 позволяет организациям объекты, стоимость которых не превышает 40 000 руб. за единицу, учитывать не в составе ОС, а в составе материально-производственных запасов.

Если организация пользуется этим правом, то оно обязательно закрепляется в бухгалтерской учетной политике фирмы. В этом случае указанное имущество не включается в состав объектов налогообложения по налогу на имущество. Аналогичные разъяснения финансистов приведены в Письме Минфина России от 20.03.2008 N 03-05-05-01/17.

Если же это право не используется, то организации придется учитывать малоценные объекты в качестве ОС и, следовательно, платить с них налог.

Обращаем внимание, что налог на имущество организация будет уплачивать и с таких ОС, как транспортные средства. Несмотря на то что они включаются в налоговую базу по транспортному налогу, двойного налогообложения по данному имуществу не возникает, что подтверждается Определением Конституционного Суда РФ от 14.12.2004 N 451-О “Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Палаты представителей Законодательного Собрания Свердловской области о проверке конституционности пункта 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации“.

Поскольку вопрос о дате включения транспортных средств в состав налогооблагаемого имущества является достаточно спорным, рекомендуем в своей учетной политике закрепить положение о том, с какого момента указанные ОС включаются в состав налогооблагаемого имущества (до или после регистрации в ГИБДД).

Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее - План счетов), определено, что учет ОС ведется фирмами на следующих балансовых счетах:

На счете 01 “Основные средства“;

На счете 03 “Доходные вложения в материальные ценности“.

В силу этого по общему правилу объектами налогообложения у российской организации будут выступать ОС, отраженные на балансовых счетах 01 “Основные средства“ и 03 “Доходные вложения в материальные ценности“.

Обратите внимание, п. 52 Методических указаний определено, что объекты недвижимости, права собственности на которые не зарегистрированы в установленном законодательством порядке, принимаются к бухгалтерскому учету в качестве ОС с выделением на отдельном субсчете к счету учета ОС.

Это означает, что организации должны уплачивать имущественный налог даже с тех объектов недвижимости, права собственности на которые еще не зарегистрированы. Аналогичные разъяснения на этот счет приведены в Письме Минфина России от 22.03.2011 N 07-02-10/20, солидарны с финансистами и налоговые органы, на что указывает Письмо ФНС России от 31.03.2011 N КЕ-4-3/5085@.

Исходя из этого, в своем рабочем плане счетов организации следует предусмотреть соответствующий субсчет к счету 01 “Основные средства“.

Статья 375 НК РФ указывает, что при определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

В связи с этим организация в своей налоговой политике может закрепить положение о том, что остаточная стоимость ОС определяется по следующим счетам бухгалтерского учета согласно рабочему плану счетов организации:

Счет 01 “Основные средства“ за минусом счета 02 “Амортизация основных средств“;

Счет 03 “Доходные вложения в материальные ценности“ за минусом счета 02 “Амортизация основных средств“.

Если компания имеет ОС, переданные ей в доверительное управление, то порядок определения остаточной стоимости будет дополнен еще одной записью:

Счет 79 “Внутрихозяйственные расчеты“ за минусом счета 02 “Амортизация основных средств“.

Следующий момент, который необходимо осветить в налоговой политике, - это организация раздельного учета по видам имущества. Раздельный учет имущества организуется с учетом следующих требований законодательства:

Имущество, не являющееся объектом налогообложения, состав которого перечислен в ст. 374 НК РФ;

Имущество, освобождаемое от налогообложения на основании ст. 381 НК РФ.

Обратите внимание, с 01.01.2012 состав имущества, освобождаемого от налогообложения, расширен - в него включены объекты, имеющие высокую энергетическую эффективность или высокий класс энергетической эффективности:

Недвижимое имущество, находящееся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения (ст. 385 НК РФ);

Имущество, используемое для ведения деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход (ЕНВД).

Методику ведения раздельного учета имущества можно привести отдельным приложением к налоговой политике.

В налоговой политике также следует отразить порядок учета имущества, подлежащего налогообложению, но не числящегося на балансе организации. Это объекты ОС:

Внесенные в совместную деятельность;

Переданные в доверительное управление;

Переданные по договору лизинга, учитываемые на балансе лизингополучателя.

Здесь же следует привести перечни имущества по соответствующим направлениям и закрепить периодичность их обновления.

Если в структуре организации имеются обособленные подразделения, то это в обязательном порядке отражается в налоговой политике, независимо от того, выделены они на отдельный баланс или нет. Причем список обособленных подразделений необходимо привести с указанием территории субъекта нахождения структурного подразделения, так как ставки налога на имущество организаций могут быть различны.

Если имеются структурные подразделения, выделенные на отдельный баланс, то налог (авансовые платежи по налогу) организация должна платить по месту нахождения каждого из обособленных подразделений. На это указывает ст. 384 НК РФ. Аналогичные разъяснения даны и в Письме Минфина России от 26.02.2004 N 04-05-06/19.

Обращаем внимание, что самостоятельная уплата налога на имущество обособленным подразделением возможна только при наличии у руководителя обособленного подразделения доверенности на представление интересов компании, в том числе и на уплату налогов.

Налог, уплачиваемый обособленным подразделением, исчисляется только с налогооблагаемого имущества обособленного подразделения, учитываемого на его балансе. На это указывает ст. 384 НК РФ, а также Минфин России в Письме от 20.09.2006 N 03-06-01-04/177.

Сумма налога, уплачиваемая в бюджет, определяется произведением налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта РФ, на которой расположены эти обособленные подразделения, и налоговой базы (одной четвертой средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со ст. 376 НК РФ, в отношении каждого обособленного подразделения.

В части определения налоговой базы организациям, имеющим на балансе объекты транспортной инфраструктуры, автор рекомендует закрепить использование льготы, предусмотренной п. 6 ст. 376 НК РФ. Напоминаем, что такая льгота позволяет компаниям уменьшать налоговую базу на сумму законченных капитальных вложений на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию вводимых, реконструируемых и (или) модернизируемых судоходных, гидротехнических сооружений, расположенных на внутренних водных путях России, портовых гидротехнических сооружений, а также сооружений инфраструктуры воздушного транспорта (за исключением системы централизованной заправки самолетов, космодрома), учтенных в балансовой стоимости этих объектов.

Если обособленные подразделения не выделены на отдельный баланс, то порядок уплаты налога зависит от вида имущества, которое находится в обособленной структуре компании. Как разъясняет Минфин России в Письме от 11.03.2009 N 03-05-05-01/17, в отношении движимого имущества, находящегося по местонахождению обособленного подразделения, организация уплачивает налог (авансовые платежи) и представляет налоговую декларацию (расчеты) по месту учета на балансе движимого имущества, т.е. по месту нахождения головной организации или обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс.

Если же по месту нахождения обособленного подразделения, не выделенного на отдельный баланс, находится недвижимое имущество, то налог (авансовые платежи) придется платить по месту нахождения обособленного подразделения. На это также указано в Письмах Минфина России от 18.01.2010 N 03-05-04-01/02 и от 11.03.2009 N 03-05-05-01/17.

Обратите внимание, если объект недвижимости одновременно расположен на территориях нескольких субъектов или же на территории субъекта и в территориальном море РФ, на континентальном шельфе или в исключительной зоне РФ, то в своей учетной политике организация должна закрепить порядок определения доли имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта. Ведь на основании п. 2 ст. 376 НК РФ для расчета налога в отношении такого объекта берется только часть средней стоимости объекта недвижимости, которая соответствует доле балансовой стоимости объекта на территории соответствующего субъекта РФ.

Как разъясняет Минфин России в Письме от 26.10.2006 N 03-02-07/1-294, организация самостоятельно определяет долю стоимости имущества, приходящуюся на соответствующий субъект РФ по состоянию на отчетную дату (1 апреля, 1 июля, 1 октября, 1 января следующего налогового периода). При этом доля стоимости имущества, фактически находящегося на территориях соответствующих субъектов РФ, рассчитывается исходя из физических или стоимостных показателей данного объекта.

Кроме того, в налоговой политике компания должна предусмотреть порядок отражения начисленных сумм налога на имущество организаций. Отметим, что в гл. 30 НК РФ не определен источник уплаты налога на имущество, поэтому организация вправе решать сама, за счет какого источника она будет уплачивать налог на имущество - за счет расходов по обычным видам деятельности или за счет финансовых результатов компании. Вместе с тем Минфин России в Письме от 05.10.2005 N 07-05-12/10 настаивает на том, что сумма имущественного налога компании представляет собой расходы организации по обычным видам деятельности.

Избранный вариант учета организация должна закрепить в налоговой политике.

Если налог на имущество организации признается расходом по обычным видам деятельности, то начисление сумм налога осуществляется по дебету счета 26 “Общехозяйственные расходы“ (44 “Расходы на продажу“ - для торговли) в корреспонденции с соответствующим субсчетом счета 68 “Расчеты по налогам и сборам“.

Если источником уплаты признаются финансовые результаты, то начисление сумм налога будет производиться по дебету счета 91-2 “Прочие расходы“ в корреспонденции с соответствующим субсчетом счета 68 “Расчет по налогам и сборам“.

Если организация наряду с деятельностью, облагаемой налогами по общей системе налогообложения, осуществляет деятельность, облагаемую ЕНВД, то в налоговой политике ей придется закрепить методику распределения стоимости налогооблагаемого имущества, используемого одновременно в обоих видах деятельности.

Дело в том, что плательщики ЕНВД не признаются плательщиками налога на имущество, но только в части тех ОС, которые используются исключительно в деятельности, облагаемой вмененным налогом. В части деятельности, облагаемой налогами по общей системе, такая организация признается плательщиком налога на имущество. В качестве общего имущества могут выступать как объекты недвижимости (например, здание офиса, где находится весь управленческий персонал фирмы), так и движимое имущество - транспортные средства или оргтехника, находящаяся в бухгалтерии.

К методике распределения стоимости такого имущества нужно подойти очень тщательно. Если налог будет исчислен неверно, то фирма обязательно столкнется с проблемами при проверке. Даже если компания будет платить налог с общего имущества в полном объеме, избежать неприятностей ей не удастся. Переплата по налогу на имущество приведет к занижению налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, что, в свою очередь, повлечет пересчет налогов и наложение штрафных санкций.

Для методики распределения стоимости общего имущества такой компании придется организовать обособленный учет имущества по следующим направлениям:

Налогооблагаемое имущество, используемое в деятельности, облагаемой налогами по общей системе налогообложения;

Имущество, используемое в деятельности, облагаемой вмененным доходом;

Налогооблагаемое имущество, используемое в обоих видах деятельности.

Организация такого раздельного учета обычно достигается посредством открытия соответствующих субсчетов к счету 01 “Основные средства“:

01-1 “Основные средства, используемые в деятельности, облагаемой налогами по общей системе налогообложения“;

01-2 “Основные средства, используемые в деятельности, облагаемой ЕНВД“;

01-3 “Основные средства, используемые в обоих видах деятельности“.

Аналогично нужно организовать обособленный учет сумм начисленной амортизации:

02-1 “Амортизация по ОС, используемым в деятельности, облагаемой налогами по общей системе налогообложения“;

02-2 “Амортизация по ОС, используемым в деятельности, облагаемой ЕНВД“;

02-3 “Амортизация по ОС, используемым в обоих видах деятельности“.

Методики такого распределения в налоговом законодательстве нет, в силу чего организация вправе разработать свой алгоритм распределения стоимости общего имущества и закрепить его использование в своей налоговой политике. Аналогичный вывод следует из Письма Минфина России от 08.10.2010 N 03-05-05-01/43.

Причем, какой показатель будет использоваться налогоплательщиком для расчета, он также вправе решить сам, руководствуясь своими причинами - спецификой вида деятельности, видом используемого общего имущества, численностью персонала и т.д. При этом в качестве таких показателей может использоваться выручка от реализации, площадь объекта недвижимости, пробег транспортного средства и т.д. Кстати, такой же вывод следует из Письма Минфина России от 14.02.2007 N 03-03-06/2/25.

Вместе с тем практика показывает, что чаще всего стоимость общих ОС распределяется пропорционально выручке от деятельности, находящейся на общей системе налогообложения, в сумме выручки от реализации товаров (работ, услуг). Не возражают против такого подхода и финансисты, на что указывает Письмо Минфина России от 24.03.2008 N 03-11-04/3/147.

Обращаем внимание, что при распределении стоимости общих ОС нужно использовать поквартальную выручку. Ведь налоговым периодом по ЕНВД является квартал, и, как следует из гл. 26.3 НК РФ, в течение года вмененщик может не вести деятельность, облагаемую ЕНВД, утратить право на ее применение, вернуться к ее использованию и т.д., вследствие чего показатели, определенные нарастающим итогом, будут искажены. Такие разъяснения на этот счет содержатся в Письме Минфина России от 01.11.2006 N 03-11-04/3/482. По мнению автора, механизм распределения стоимости общего имущества целесообразно привести отдельным приложением к налоговой политике организации.

Список литературы

1. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 N 146-ФЗ.

2. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ.

3. Письмо Минфина России от 01.11.2006 N 03-11-04/3/482.

4. Письмо Минфина России от 14.02.2007 N 03-03-06/2/25.

5. Письмо Минфина России от 24.03.2008 N 03-11-04/3/147.

6. Письмо Минфина России от 11.06.2009 N 03-05-05-01/33.

Учетная политика для целей налогового учета представляет собой определенные способы ведения учета хозяйственных операций. Для каждой компании необходимо разработать свою учетную политику для налогового учета. В статье рассмотрим как формируется данный документ.

Учетная политика для целей налогового учета

Что должно быть в учетной политике для целей налогообложения

  1. Порядок формирования сведений по каждому налогу, который организация должна платить.
  2. Сведения о том, является ли компания вновь созданной или нет. Они нужны для того, чтобы выявить является ли учетная политика новой или просто измененной прежней. Формирование учетной политики происходит в срок до 90 дней с момента создания компании, после чего компания использует ее год за годом.
  3. Указываются виды хозяйственной деятельности, которые осуществляет организация. Это необходимо, так как в зависимости от вида деятельности будут отличаться особенности учетной политики.
  4. Отметить, осуществляет ли организация операции с ценными бумагами, а также есть ли в ее деятельности расходы на НИОКР.
  5. Указывается наличие имущества компании, которое подлежит налогообложению.
  6. Наличие или отсутствие обособленных подразделений. Это необходимо для формирования в будущем информации о распределении налоговых платежей.
  7. Порядок организации налогового учета. Компания вправе вести учет как собственными силами, так и с привлечением сторонних организаций или специальных лиц. В случае ведения учета своими силами должно быть указано кем именно, например, отдельной службой или работником. Указывается должность конкретного работника, либо подразделение компании.
  8. Способ ведения налогового учета. Компания может вести автоматизированный и неавтоматизированный учет. В первом случае дополнительно указывается программа, в которой осуществляется учет.

НДС в учетной политике

Раздел НДС в учетной политике заполняют те компании, которые являются плательщиками данного налога.

Что указывается в учетной политике Как указать
Периодичность возобновления нумерации счетов-фактур Компания вправе указать любой период: ежемесячно, ежеквартально, ежегодно, иная периодичность.
Момент определения налоговой базы Если компания выбирает общий метод, то в качестве даты определения может выступать: день отгрузки или день получения оплаты.

При раздельном методе для определения налоговой базы могут использоваться обе даты.

Раздельный учет, если в организации есть операции которые облагаются НДС (по разным ставкам) и которые не облагаются НДС Указывается факт наличия в организации операций, облагаемых НДС. Определяется период для расчета пропорции НДС.

Налог на прибыль в учетной политике

Заполняется данный раздел политики только теми компаниями, которые являются плательщиками налога на прибыль. В первую очередь указывается, как формируется информация, необходимая для определения налогооблагаемой базы по данному налогу. Например, по специальным регистрам налогового учета или по регистрам бухучета. Выбор зависит от того, каким образом происходит в организации документооборот и как организован порядок учета. Кроме того, указывается также какой отчетный период применяется: каждый месяц или каждый квартал. Данный выбор зависит от того, каким способом формируются показатели по данному налогу.

Важно! Если у организации есть обособленные подразделения, то она должна указать в политике информацию о показателе, на основании которого распределяются доли прибыли, которые приходятся на обособку.

Порядок учета доходов и расходов в учетной политике

Важно! Важным вопросом в данном разделе является метод признания доходов и расходов. Выбор метода выбирают только компании, которые в предыдущие 4 квартала выручка от реализации не более 1 млн. рублей в квартал.

Также в политике указывается порядок признания убытков, полученных компанией в результате уступки права требования долга до момента срока оплаты.

Также указывается порядок, по которому происходит учет расходов на НИОКР. При этом возможны два варианта:

  1. Расходы формируют стоимость НМА, при этом включение в состав расходов производится через амортизацию на протяжении всего срока полезного использования.
  2. Расходы признаются в прочих расходах. При этом включение всостав расходов производится на протяжении 2 лет.

Порядок учета прямых и косвенных расходов

Учет ТМЦ в учетной политике

Важно! Для приобретаемых товаров компания может формировать их стоимость в налоговом учете либо с учетом дополнительных расходов на их покупку, либо без них. Кроме того, компания может определить, все ли дополнительные расходы включаются в приобретенные товары, либо только некоторые из них. Перечень данных допрасходов также указывается учетной политике.

  1. По себестоимости 1 ед.
  2. По средней стоимости.
  3. Метод ФИФО.

Амортизация в учетной политике

Далее указывается порядок учета ОС и НМА, то есть амортизируемого имущества. Указывается порядок формирования первоначальной стоимости ОС. Компания может устанавливать перечень тех расходов, которые не включаются в первоначальную стоимость ОС.

Также в политике отражается порядок начисления амортизации. Выбрать нужно один из следующих методов:

  1. Линейный, при котором происходит равномерное распределение на весь срок полезного использования.
  2. Нелинейный, при котором ускоренное списание происходит в первые несколько лет эксплуатации.

Резерв расходов в учетной политике

Компании имею право формировать резервы, либо отказаться от их формирования. В первом случае компании, которые создают резервы для ремонта ОС должны это указывать. Если компания формирует резерв на отпускные, то в политике должен отражаться метод его формирования. То есть, резерв формируется по каждому сотруднику или по компании в целом.

НДФЛ в учетной политике

В учетной политике по НДФЛ указывается форма налогового регистра по учету начисленного и удержанного налога с доходов физлиц, для которых компания является налоговым агентом. Это необходимо сделать, так как унифицированных форм для налоговых регистров по НДФЛ нет, а организации утверждают их самостоятельно.

Налог на имущество в учетной политике

Заполняют данные по налогу на имущество только те компании, которые являются плательщиками данного налога. При этом учитывается имущество компании, которое находится в разных субъектах РФ. В этом случае по имуществу одного типа возможно применение различных налоговых ставок, так как они могут различаться в разных субъектах РФ.

Данное имущество учитывается раздельно, либо на субсчетах к 01 и 03 счетам. Также возможен учет в специальном налоговом регистре, либо иным способом. Выбранный компанией способ необходимо утвердить в учетной политике. Кроме того, компания также вправе использовать комбинированные методы учета.

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос: Может ли учетная политика меняться в середине года?

Ответ: Изменять учетную политику для целей налогового учета можно только если меняется налоговое законодательство, либо методы учета. Методы учета могут меняться только с начала налогового периода, а значит с начала года. А что касается изменения законодательства, то учетная политика в этом случае подлежит изменению при вступлении новых требований в силу. Поэтому учетную политику нужно обновить даже в середине года. Кроме того, если компания начинает осуществлять новый вид деятельности, это тоже следует отразить в учетной политике, даже если менять ее придется в середине года.

ООО «1000 мелочей-2»

В настоящее время организации должны оформлять как минимум два вида внутренних нормативных документов: учетную политику для целей бухгалтерского учета и учетную политику для целей налогообложения. Все аспекты учетной политики организации для целей бухгалтерского учета регламентируются Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/2008, утв. Приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 106н. Впервые понятие "учетная политика для целей налогообложения" получило нормативное закрепление со вступлением в силу главы 21 НК РФ "Налог на добавленную стоимость". Так, согласно п.1 ст. 167 НК РФ в учетной политике для целей налогообложения определяется дата возникновения обязанности по уплате НДС (дата реализации): по мере отгрузки и предъявлению покупателю расчетных документов или по мере поступления денежных средств. В том случае, если организация не указала в учетной политике для целей налогообложения, какой способ определения даты реализации товаров (работ, услуг) она будет использовать для целей исчисления и уплаты НДС, то применяется способ определения даты реализации по мере отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов.

Глава 25 НК РФ "Налог на прибыль", в ряде статей также закрепляет необходимость формирования учетной политики для целей налогообложения (ст. 254, 261, 267, 307, 313, 314 и др.). Рассмотрим вопросы, требующие обязательного отражения вучетной политики для целей налогообложения.

— В учетной политике необходимо указать — какой метод оценки сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг) будет применяться при их списании в производство, а также какой метод списания себестоимости покупных товаров и ценных бумаг следует применять при их реализации и ином выбытии. В п. 6. ст. 254 предусмотрены следующие методы оценки сырья и материалов: по себестоимости единицы запасов; по средней себестоимости; по себестоимости первых по времени приобретений (ФИФО); по себестоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации покупных товаров налогоплательщик вправе уменьшить доходы от реализации на стоимость приобретения данных товаров, определяемую одним из следующих методов оценки покупных товаров: по себестоимости первых по времени приобретений (ФИФО); по себестоимости последних по времени приобретений (ЛИФО); по средней себестоимости (в случаях, когда с учетом технологических особенностей невозможно применение методов ФИФО и ЛИФО).

При реализации или ином выбытии ценных бумаг налогоплательщик выбирает один из следующих методов списания на расходы стоимости выбывших ценных бумаг на основании п.9 ст. 280 НК РФ по себестоимости первых по времени приобретений (ФИФО) или по себестоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).

2) Порядок ведения налогового учета обязательно должен быть установлен в учетной политике для целей налогообложения, т.к. в соответствии со ст. 313 НК РФ организации должны самостоятельно разрабатывать систему налогового учета. Кроме того, согласно ст. 314 НК РФ формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета и данных первичных учетных документов должны быть установлены приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения.

3) В учетной политике для целей налогообложения необходимо установить метод начисления амортизации имущества (кроме зданий, сооружений и передаточных устройств со сроком полезного использования свыше 20 лет), который будет применяться в налоговом учете. В соответствии с п. 1 ст. 259 НК РФ в целях налогообложения следует применять линейный или нелинейный метод амортизации имущества. При этом метод амортизации может устанавливаться отдельно для каждого объекта амортизируемого имущества или для каждой амортизационной группы. Выбранный организацией метод амортизации объекта имущества не может быть изменен в течении всего периода начисления амортизации по этому объекту. Статья 259 НК РФ допускается начисление амортизации по нормам амортизации ниже установленных, но только по решению руководителя организации, которое обязательно должно быть закреплено в учетной политике для целей налогообложения. Использование пониженных норм амортизации допускается только с начала налогового периода и течении всего этого периода. Отражение в учетной политике для целей налогообложения указанных элементов обязательно для всех налогоплательщиков. Однако есть вопросы, затрагивающие интересы только отдельных категорий налогоплательщиков, которые, тем не менее, требуют обязательного отражения в учетной политике этих организаций.

4) Организации, имеющие основные средства, которые используются для работы в условиях агрессивной среды или повышенной сменности, должны в учетной политике отразить величину специального коэффициента, на который умножается основная норма амортизации. Согласно п. 7. ст. 259 НК РФ норму амортизации по основным средствам можно увеличить не более чем в два раза.

5) В соответствии п. 8 ст. 259 НК РФ, если объект основных средств организации является предметом лизинга по договору, заключенному до 1января 2002 года, то организация вправе начислять амортизацию по имуществу с применением методов и норм, существовавших на момент передачи (получения) этого объекта, а также с применением специального коэффициента не выше трех. Выбранный порядок организация должна отразить в учетной политике для целей налогообложения.

6) В соответствии с п.2. ст. 261 НК РФ если организация осуществляет расходы на освоение природных ресурсов, относящиеся к нескольким участкам недр, указанные расходы учитываются раздельно по каждому участку недр в доле, определяемой организацией в соответствии с принятой им учетной политикой для целей налогообложения.

7) Статьей 267 НК РФ установлено, что организация самостоятельно принимает решение о создании резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию и в учетной политике для целей налогообложения определяет предельный размер отчислений в этот резерв.

Учетная Политика Производство (Налоговый Учёт) Скачать

При этом резерв создается в отношении тех товаров (работ), по которым в соответствии с условиями заключенного договора с покупателем предусмотрены обслуживание и ремонт в течение гарантийного срока.

8) Главой 25 НК РФ "Налог на прибыль" установлены вопросы, требующие обязательного отражения в учетной политике иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации. Если у иностранной организации есть несколько отделений на территории РФ, деятельность через которые приводит к образованию постоянного представительства, то согласно п. 4 ст. 307 НК РФ налоговая база и сумма налога на прибыль рассчитываются отдельно по каждому отделению. Если деятельность через отделения осуществляется в рамках единого технологического процесса или в других аналогичных случаях по согласованию с МНС России, прибыль, относящуюся к деятельности через отделения на территории РФ, можно рассчитывать в целом по группе отделений, если все включенные в группу отделения применяют единую учетную политику в целях налогообложения. При этом иностранная организация определяет в учетной политике для целей налогообложения, какое из отделений будет вести налоговый учет, а также представлять налоговые декларации по месту нахождения каждого отделения.

Кроме вышеперечисленных элементов учетной политики, которые являются обязательными для отражения, можно выделить ряд вопросов которые рекомендуется отразить в учетной политике для целей налогообложения.

1) В учетной политике рекомендуется отразить, какой метод учета доходов и расходов будет применять организация — метод начисления или кассовый метод. Согласно п. 1 ст. 273 НК РФ организации имеют право (но не обязаны) применять кассовый метод учета доходов и расходов, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) организации без учета НДС и налога с продаж не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал. Этот элемент учетной политики для целей налогообложения важен для организаций, имеющих право и желающих перейти на кассовый метод, так как если в учетной политике не будет указан применяемый метод учета доходов и расходов, то по умолчанию будет принят метод начисления.

2) Если организация какие-либо затраты с равными основаниями может отнести к нескольким группам расходов (расходам, связанным с производством и реализацией и внереализационным расходам), то в соответствии с п. 4 ст. 252 НК РФ организация может самостоятельно определить, к какой именно группе будут отнесены эти расходы. Этот рекомендуется отразить в учетной политике для целей налогообложения.

3) В соответствии с порядком, изложенном в п. 2 ст. 286 НК РФ организации имеют право перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли. В этом случае исчисление сумм авансовых платежей производится исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала года до окончания соответствующего месяца. Сумма авансовых платежей, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей. Организация вправе перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря предыдущего года. При этом система уплаты авансовых платежей не может изменяться в течение всего года. Если организация будет переходить на такой порядок исчисления и уплаты налога, то это рекомендуется отразить в учетной политике для целей налогообложения.

В современных рыночных условиях непрерывный поиск и реализация мер, направленных на улучшение тех или иных сторон деятельности, — единственная возможность для любой организации выжить и успешно функционировать в среднесрочном, а тем более в долгосрочном плане. Существуют способы заметно повысить эффективность предприятия. Основой такого улучшения может стать рационализация учетной политики.

Разграничение правил формирования информации в бухгалтерском учёте и налоговых правил, получающее широкое распространение на практике, очень часто приводит к чрезмерному «утяжелению» учета, повышению его трудоемкости.

Однако законодатель требует от составителей бухгалтерской отчётности объяснять все свои методологические приёмы, что и указанно в учётной политике ООО «1000 мелочей-2».

Учётная политика для финансового учёта сформирована в соответствии с методологическими указаниями и требованиями. В связи с изменением видов выпускаемой продукции, вида деятельности на ООО «1000 мелочей-2» вносились изменения в учётную политику.

Предлагаю в учетной политике определить и отметить меру ответственности конкретного исполнителя за правильностью приемки, хранения и отпуска материальных ценностей, материалов, электроэнергии, за правильное оформление и составление первичных учетных документов, своевременную передачу их для отражения в бухгалтерском учете. Четкое распределение ответственности не только даст психологический эффект, но и позволит определять результативность работы каждого сотрудника и контролировать выполнение возложенных на него обязанностей.

Наряду с преимуществами учетная политика имеет ряд проблем. В первую очередь, это несовершенство законодательной базы по бухгалтерскому учету. Во-первых, ныне существующие законодательные документы не могут предусматривать всех особенностей деятельности предприятий. В связи с этим предприятия вынуждены разрабатывать собственные положения, которые они должны четко обосновать и аргументировать. Во-вторых, в нормативных актах, где говорится о способах бухгалтерского учета, в первую очередь, принимаемых ПБУ, очень часто встречаются слова и словосочетания “может использовать”, “могут быть”, “разрешается” и т.д. Таким образом, не ясно: любая ли вариантность, допускаемая нормативными актами по бухгалтерскому учету, является элементом учетной политики. В-третьих, обсуждения требует вопрос о сроках внесения изменений в учетную политику организаций.

Единственный, очевидный вывод из всего выше сказанного состоит в том, что законодателям все же необходимо обеспечить такую технологию создания нормативных и законодательных актов, которые бы не толкали предприятия на поиски ответов на вопросы.

Во вторую очередь, взаимосвязь между бухгалтерским учетом и налоговым правом влечет за собой ряд проблем, связанных с налоговым законодательством.

Со вступлением в силу главы 25 Налогового кодекса РФ в отношении налога на прибыль получит нормативное закрепление понятия налогового учёта как системы обобщения информации для определения базы по налогу на прибыль.

Налоговые органы, как представитель государства, выступили, по сути дела, за создание собственной информационной системы- налогового учёта прибыли, неявно, таким образом, признав, что иная система информации, в частности система бухгалтерского учета не удовлетворяет в полной мере их фискальным целям.

Порядок оформления и применения учётной политики для целей налогообложения указывается в ст. 167 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса РФ.

Систему налогового учёта ООО «1000 мелочей-2» осуществляет самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учёта, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому.

Изменения в учетной политике для целей налогообложения могут возникать в связи с изменением законодательства или изменениями применяемых методов учёта. При этом изменение учётной политики для целей бухгалтерского учёта должно быть обоснованным. Налоговое же законодательство не требует обоснования изменения учётной политики для целей налогообложения. Кроме того, вносить изменения в последнюю можно только раз в год.

Относительно ООО «1000 мелочей-2» можно сказать, что налоговый учёт осуществляется бухгалтерской службой, применяются для подтверждения данных налогового учета первичные учётные документы, оформленные в соответствии с Законодательством РФ и аналитические регистры налогового учёта. В целях начисления налога на прибыль в соответствии со ст. 271 и 272 НК РФ применяется метод начисления доходов и расходов. Начисление амортизации производится линейным методом в порядке, установленным ст. 259 НК РФ.

Актуальность проделанного анализа заключается в том, что на цифровых значениях соответствующих экономических коэффициентом можно судить о правильности выбора методов и способов ведения бухгалтерского учёта, указанных в учётной политики.

В данной дипломной работе показана сущность, понятие и подходы к формированию учётной политики на примере ООО «1000 мелочей-2» Проанализировав экономические показатели и просчитанные коэффициенты можно охарактеризовать ООО «1000 мелочей-2» как финансово-устойчивое предприятие.

Учетная политика для целей налогообложения. Формирование учетной политики

Формирование учетной политики

Для целей налогообложения

Первоочередной задачей любой организации является формирование рациональной учетной политики, которая утверждается и для целей бухгалтерского учета, и для целей налогообложения.

Учетная политика для целей налогообложения — выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Иначе говоря, это совокупность закрепляемых в приказе обязательных правил, по которым систематизируется и обобщается информация о хозяйственных операциях в течение отчетного (налогового) периода с целью определения налоговой базы по конкретным налогам. Основной задачей при разработке учетной политики для целей налогообложения является создание оптимальной системы налогового учета.

Практически любому налогоплательщику приходится выбирать тот или иной вариант налогообложения. Решение в пользу сделанного выбора следует оформить документально.

Учетная политика для целей налогообложения должна быть утверждена соответствующим приказом (распоряжением) руководителя организации (п.

Учетная политика для целей налогообложения

12 ст. 167 и ст. 313 НК РФ). Унифицированной, "жесткой" формы приказа об учетной политике нет.

Принятая организацией учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. Этот документ принимается по организации в целом и обязателен для применения всеми ее обособленными подразделениями.

Изначально предполагается, что налоговую учетную политику организация применяет с момента создания и до момента ликвидации. Поэтому, если она не меняется, каждый год снова принимать ее не надо. Налоговая учетная политика, срок действия которой в приказе не ограничен календарным годом, применяется вплоть до момента утверждения новой учетной политики. При необходимости в принятую учетную политику можно вносить поправки, оформленные отдельным приказом. Впрочем, если изменений много, целесообразнее принять новую учетную политику.

Изменения в учетную политику можно вносить в двух случаях:

1) если организация решила изменить применяемые методы учета;

2) если внесены изменения в законодательство о налогах и сборах.

В первом случае изменения в учетную политику для целей налогообложения принимаются с начала нового налогового периода, то есть со следующего года. Во втором случае — не ранее момента вступления в силу указанных изменений.

Эти положения применяются к налогу на прибыль, так как они предусмотрены ст. 313 НК РФ.

Изменение учетной политики применительно к НДС возможно только с 1 января года, следующего за годом ее утверждения, то есть один раз в год. Других вариантов гл. 21 НК РФ не предусмотрено.

В случае появления новых видов деятельности вносить дополнения в учетную политику можно в любой момент отчетного года. При этом нужно определить и отразить в учетной политике принципы и порядок учета этих видов деятельности для целей налогообложения.

Основными разделами положения об учетной политике для целей налогообложения являются:

— общие и организационно-технические вопросы;

— методологические аспекты.

К общим и организационно-техническим вопросам организации налогового учета относятся:

— распределение функциональных обязанностей работников бухгалтерии, назначение лиц, ответственных за ведение налогового учета;

— применение аналитических регистров налогового учета;

— технология обработки учетной информации.

В этот раздел включаются также основные правила ведения налогового учета.

Если организация имеет обособленные подразделения, важно определить:

— срок представления сведений в головное отделение организации для сводного налогового учета;

— перечень налогов, перечисляемых по месту нахождения филиалов;

— порядок уплаты налогов организацией и обособленными подразделениями.

Во втором разделе отражаются методы ведения налогового учета, которые организация выбирает самостоятельно, методы оценки активов и обязательств, порядок формирования налоговой базы и налогового учета для целей налогообложения и другие методологические аспекты. Этот раздел удобнее составить по видам налогов.

Вопросы, которые предполагают однозначную трактовку, в учетной политике не отражаются. Отражаются только те вопросы, для которых законодательство о налогах и сборах предусматривает разную вариантность. Элементы учетной политики для целей налогообложения представлены в табл. на с. 396 — 399.

Таблица

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Ледяева А.А.

В современных условиях ведения бизнеса для субъекта-предпринимателя открыто множество возможностей. Каждый хозяйствующий субъект выбирает удобные для себя способы ведения бизнеса, методы ведения бухгалтерского учёта, методы ведения налогового учёта. В связи с этим возникает необходимость закрепления выбранного порядка в документации предприятия. Так появляется необходимость в утверждении учётных политик, которые создаются в целях управленческого учёта, бухгалтерского учёта, налогового учёта. Необходимость создания различных учётных политик и невозможность создания одной объясняется тем, что принципы и правила ведения различных учётов существенно отличаются друг от друга.

Рассматриваемая в статье учётная политика непосредственно является важным инструментом налогового учёта, который представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогам на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным налоговым кодексом (ст. 313 НК РФ). Исходя из цели данного вида учёта, а именно формирование и систематизация информации необходимой для правильности исчисления налогов, строится и соответствующая учётная политика для целей налогообложения.

Определение понятия «учётная политика для целей налогообложения» дано в ст.11 НК РФ: учётная политика для целей налогообложения - это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а так же учёта иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Необходимо отметить, что первоначально, а именно в 90-е годы 20 века, основные положения, касающиеся налогообложения предприятия, закреплялись в бухгалтерской учётной политике.

В ч. 2 НК РФ впервые в 2001 г. этот термин вводится ст.167 НК РФ, которая определяет дату реализации товаров (работ, услуг) при исчислении НДС. Лишь потом гл. 25 НК РФ закрепляются основные принципы и методы её формирования. В ст. 11 НК РФ это понятие даётся только в 2006 г.

На данный момент времени обязанность ведения учётной политики для целей налогообложения закреплена в следующих главах НК РФ: гл. 21 «Налог на добавленную стоимость», гл. 25 «Налог на прибыль организаций», гл. 26 «Налог на добычу полезных ископаемых», гл. 26.4 «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции». Нужно отметить, что, не смотря на то, что в других главах не говорится об обязанности применения учётной политики, это не означает, что в ней не могут быть закреплены положения, касающиеся других налогов. Так формируются основная (обязательная) и дополнительная (необязательная) части учётной политики в целях налогообложения.

Законодателем закреплён порядок применения учётной политики для целей налогообложения, а именно налогоплательщик должен применять её с момента создания организации и до момента ее ликвидации.

Для изменения однажды принятой политики необходимо появление одного из следующих обстоятельств: изменение применяемых методов учета; существенное изменение условий деятельности организации; изменение законодательства о налогах и сборах. В первом и втором случаях изменения в налоговую учетную политику принимаются с начала нового налогового периода. В третьем случае — не ранее момента вступления в силу изменений налогового законодательства. В этом выражается принцип постоянства учётной политики для целей налогообложения.

Вновь созданные организации обязаны применять налоговую учётную политику с момента своего создания.

Составлять новую налоговую учётную политику каждый год не нужно, так как в налоговом учёте применяется принцип последовательности учётной политики. Однажды принятая, она применяется до тех пор, пока в нее не будут внесены изменения.

В данном контексте необходимо обратить внимание на соотношение порядка формирования учётной политики для бухгалтерского учёта и учётной политики для налогового учёта (см. таблица 1).

Таблица 1

Сравнительная характеристика порядка формирования учётной политики для целей налогообложения и учётной политики для целей бухгалтерского учёта*

Характеристика

Учётная политика для целей налогообложения

Учётная политика для целей бухгалтерского учёта

Порядок принятия

для вновь созданной организации считается применяемой со дня их создания.

применяется с первого января года, следующего за годом утверждения;

для вновь созданной организации считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации)

Порядок утверждения

утверждается соответствующими приказами руководителя организации и является обязательной для всех ее обособленных подразделений

Сроки утверждения

вновь созданные организации утверждают учетную политику для целей налогообложения не позднее окончания первого налогового периода

вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации)

В этой статье кандидат экономических наук, эксперт аудиторской фирмы "МКД" Мария Викторовна Семенова рассматривает вопросы, связанные с учетной политикой для целей налогообложения, которая во многом отличается от учетной политики для целей бухгалтерского учета. От формулировки элементов этой учетной политики напрямую зависят налоговые последствия по НДС, налогу на прибыль и другим налогам и сборам. Эта статья предоставлена компанией СПУТНИК-101 группы АСТРОСОФТ - официальным партнером фирмы "1С" в Санкт-Петербурге, Авторизованным Учебным Центром фирмы "1С", Центром сертификации бухгалтеров по программе 1С:ПРОФЕССИОНАЛ, 1С:Франчайзи.

Характеристика

Учетная политика

Порядок принятия

применяется с первого января года, следующего за годом утверждения

Порядок утверждения

утверждается соответствующими приказами руководителя организации и является обязательной для всех ее обособленных подразделений

Сроки утверждения

Учетная политика для целей налогообложения и ее отличия от учетной политики для целей бухучета

Налогоплательщики-организации должны исчислять налоговую базу на основе данных бухгалтерского учета, согласно пункту 1 статьи 54 НК РФ. В этой связи бухгалтерские регистры должны быть организованы таким образом, чтобы определять обязательства по налогам с минимальными трудозатратами.

Законодательство о налогах и сборах содержит также ряд предписаний, затрагивающих организацию бухгалтерского учета: например, требование о ведении раздельного учета отдельных объектов налогообложения. В отдельных случаях у налогоплательщика существует возможность выбора одной из предлагаемых нормативными документами методик определения налоговых обязательств. Во второй части Налогового кодекса (статья 167) введено новое понятие «учетная политика для целей налогообложения», к предмету которой Налоговый кодекс относит принятие решения об определении даты реализации товаров (работ, услуг). Устанавливая порядок формирования и изменения, а также сроки составления учетной политики для целей налогообложения, Налоговый кодекс во многом повторяет положения, установленные документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета для учетной политики (см. таблицу 1).

Таблица 1. Сравнительная характеристика учетной политики и учетной политики для целей налогообложения

Характеристика

Учетная политика для целей налогообложения

Учетная политика

Порядок принятия

применяется с первого января года, следующего за годом утверждения

применяется с первого января года, следующего за годом утверждения

для вновь созданной организации считается применяемой со дня их создания.

для вновь созданной организации считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации)

Порядок утверждения

утверждается соответствующими приказами руководителя организации и является обязательной для всех ее обособленных подразделений

утверждается соответствующими приказами руководителя организации и является обязательной для всех ее обособленных подразделений

Сроки утверждения

вновь созданные организации утверждают учетную политику для целей налогообложения не позднее окончания первого налогового периода

вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации)

Налоговый кодекс не устанавливает требования последовательности учетной политики для целей налогообложения от одного налогового периода к другому и, соответственно, не выделяет случаи, когда организация имеет право изменить учетную политику для целей налогообложения. Можно предположить, что налоговая политика должна применяться без изменений в течение календарного года, однако это напрямую не предусмотрено пунктом 12 статьи 167 НК РФ.

Хотя учетная политика для целей налогообложения упоминается только в главе 21 НК РФ в связи с определением обязательств по налогу на добавленную стоимость, иные акты законодательства о налогах и сборах также содержат положения, предполагающие выбор налогоплательщиком того или иного порядка определения обязательств перед бюджетом. Представляется, что в учетной политике для целей налогообложения также должны быть раскрыты такие аспекты как организация раздельного учета, методики распределения расходов для целей налогообложения и порядок расчета по налогам обособленных подразделений организаций.

В ряде случаев методы налогового планирования, основанные на занижении величины бухгалтерской прибыли, негативно влияют на качество составляемой бухгалтерской отчетности. В качестве альтернативного подхода можно предложить формировать показатели бухгалтерской отчетности по одним правилам, а для целей налогообложения использовать другие, закрепив их в учетной политике для целей налогообложения. Однако использование различных методик для целей бухгалтерского учета и расчета налоговых обязательств ведет в ряде случаев к неоправданным затратам, порождает необходимость громоздких и трудоемких расчетов и, следовательно, повышает риск неправильного определения налоговых обязательств.

Определение момента реализации для целей налогообложения

При определении обязательств по налогу на добавленную стоимость дата реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) определяется в зависимости от принятой налогоплательщиком учетной политики для целей налогообложения.

Налогоплательщики, принявшие в учетной политике для целей налогообложения дату возникновения налогового обязательства по мере отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов, определяют дату реализации, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 167 НКРФ, как наиболее раннюю из следующих дат:

День отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг);

День оплаты товаров (работ, услуг).

Налогоплательщики, принявшие в учетной политике для целей налогообложения дату возникновения налогового обязательства по мере поступления денежных средств, определяют дату реализации как день оплаты товаров (работ, услуг), в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 167 НК РФ.

Для целей расчета налога на прибыль организация также должна определить момент реализации продукции (работ, услуг). Согласно пункту 13 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденном постановлением Правительства РФ от 05.08.92 № 552, выручка от реализации продукции (работ, услуг) определяется либо по мере ее оплаты (при безналичных расчетах - по мере поступления средств за товары (работы, услуги) на счета в учреждения банков, а при расчетах наличными деньгами - по поступлению средств в кассу), либо по мере отгрузки товаров (выполнения работ, услуг) и предъявления получателю (заказчику) расчетных документов.

Таким образом, для целей налогообложения выручка от реализации может учитываться «по оплате» или «по отгрузке». Соответствующее решение должно быть оформлено специальным распорядительным документом – учетной политикой для целей налогообложения.

Однако для целей бухгалтерского учета организации не могут определять момент признания выручки в учетной политике. Выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности, согласно пункту 6 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации», утвержденного приказом Минфина России от 06.05.99 № 32н. Отражение выручки в сумме, равной величине поступивших денежных средств, допускается в специально установленных случаях. (В настоящее время такой порядок предусмотрен для малых предприятий.)

Таким образом, выручка, отражаемая по счетам бухгалтерского учета, отличается от показателя реализации для целей налогообложения. Величина последней определяется на основе аналитических процедур.

Если организация определяет выручку для целей налогообложения по мере оплаты расчетных документов, происходит отсрочка уплаты налога на прибыль по остатку дебиторской задолженности за отгруженные товары (работы, услуги). В этом случае организация получает налоговую экономию вследствие того, что позднее уплачивает налог на прибыль.

Организация раздельного учета оборотов по реализации и расходов для целей налогообложения

Для получения права на применение налоговых льгот организации в ряде случаев обязаны вести раздельный учет доходов, расходов и имущества. Ведение раздельного учета не обязательно означает выделение аналитических счетов для отражения отдельных доходов, расходов или активов. В ряде случаев расходы и стоимость активов распределяются пропорционально выбранной базе, причем по счетам бухгалтерского учета записи не делаются.

Налогоплательщики имеют право либо самостоятельно выбирать базу распределения для организации раздельного учета, либо должны следовать рекомендациям нормативных документов.

Пример.

При определении суммы НДС, подлежащей зачету по товарам (работам, услугам), потребленным для получения дохода от экспорта, налогоплательщик вправе самостоятельно выбирать базу, пропорционально которой будут распределены расходы и относящиеся к ним суммы НДС межу экспортными поставками и поставками на российский рынок. В частности, в зависимости от специфики процессов продаж и производства могут быть использованы следующие методики:

- «прямым счетом». Если уже на стадии производства известно, куда будет продана соответствующая партия продукции, возможно исчислять затраты, непосредственно связанные с производством каждой конкретной партии;

- по удельному весу себестоимости товарной продукции, реализованной на экспорт, в общей величине себестоимости реализованной за период товарной продукции;

- по удельному весу полученной выручки от экспорта продукции в общей величине выручки от реализации продукции, полученной за отчетный период.

Пример.

Порядок распределения накладных расходов, относящихся к доходам, облагаемым налогом на прибыль по разным ставкам, установлен в пункте 2.10 инструкции МНС России от 15.06.2000 № 62 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций». Накладные (общехозяйственные и общепроизводственные) расходы должны распределяться между видами деятельности пропорционально размеру выручки, полученной от каждого вида деятельности, в общей сумме выручки. (Для организаций торговли вместо выручки в расчете участвует валовой доход.)

В учетной политике для целей налогообложения целесообразно отметить факты ведения раздельного учета по правилам, установленным нормативными документами, а также подробно изложить способы ведения раздельного учета самостоятельно разработанные в организации.

Организация учетных регистров с целью упрощения расчета налогооблагаемых баз

В настоящее время показатели, отражаемые в бухгалтерском учете, анализируются и корректируются для целей налогообложения. Отдельные рекомендации по проведению корректировок доходов и расходов для целей расчета налога на прибыль содержит Приложение № 4 к инструкции МНС России от 15.06.2000 № 62 (Справка о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 «Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли»).

Учитывая требования законодательства о налогах и сборах, можно организовать аналитический учет объектов обложения таким образом, чтобы упростить расчет налогов, минимизировать работу бухгалтера и, следовательно, снизить риск ошибок при расчете налогов.

В частности, доходы и расходы можно отражать в учете так, чтобы доходы (расходы), на сумму которых должна быть откорректирована валовая прибыль, отражались обособленно. Например, валовая прибыль для целей налогообложения должна быть откорректирована на следующие суммы (см. таблицу 3).

Таблица 3. Отдельные корректировки валовой прибыли для целей налогообложения

Характер корректировки

по Справке

Комментарий

Расходы по процентам за пользование кредитами (займами), включаемые в себестоимость для целей налогообложения

Себестоимость (пункт 1.2)

(пункт 4.19)

Такие расходы уменьшают облагаемую базу согласно подпункту «с» пункта 2 Положения о составе затрат

Расходы по процентам за пользование кредитами (займами), не включаемыми в себестоимость для целей налогообложения

Прибыль для целей налогообложения

(пункт 4.20)

Такие расходы не уменьшают налогооблагаемую базу

Отрицательные суммовые разницы, учтенные в составе прочих расходов

Прибыль для целей налогообложения (п. 4.10)

Такие расходы не уменьшают облагаемую базу

Доходы от участия в уставных капиталах других организаций, если это является предметом деятельности организации

Выручка от реализации продукции (работ, услуг)

Такие доходы отнесены к внереализационным доходам (пункт 14 Положения о составе затрат) и облагаются по специальной ставке

Расходы от участия в уставных капиталах других организаций, если это является предметом деятельности организации

Себестоимость продукции (работ, услуг)

Такие расходы не уменьшают налогооблагаемую базу

Убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году

Прибыль для целей налогообложения (пункт 4.21)

Прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году

Прибыль для целей налогообложения

(п. 5.7)

Согласно пункту 1 статьи 54 НК РФ, учитываются при перерасчете налоговых обязательств в периоде совершения ошибки

Таким образом, представляется целесообразной организация обособленного учета:

Расходов по процентам за пользование кредитами (займами), включаемых в себестоимость для целей налогообложения;

Отрицательных суммовых разниц, учтенных в составе прочих расходов;

Доходов и расходов от участия в уставных капиталах других организаций, если это является предметом деятельности организации;

Прибылей и убытков прошлых лет и др.

Соответствующий порядок учета таких доходов и расходов может быть отражен в рабочем плане счетов, а также в учетной политике для целей налогообложения.

Принятие решения о сроках уплаты налога на прибыль

Налогоплательщики (кроме бюджетных организаций, малых предприятий и плательщиков, указанных в пункте 5 статьи 8 Закона РФ от 27.12.91 № 2116-1“О налоге на прибыль предприятий и организаций”) имеют возможность уплачивать налог на прибыль либо по квартальным авансовым расчетам, либо ежемесячно на основе фактической прибыли за месяц (пункт 2 статьи 8 указанного Закона).

Уплата в бюджет авансовых взносов налога на прибыль должна производиться не позднее 15 числа каждого месяца равными долями в размере одной трети квартальной суммы указанного налога. При расчетах по фактической прибыли за месяц расчеты представляются предприятиями в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным.

Таким образом, налогоплательщики имеют возможность выбора порядка уплаты налога на прибыль (ежеквартально или ежемесячно). Соответствующее решение должно быть оформлено отдельным распорядительным документом или включено в состав учетной политики для целей налогообложения.

Определение базы, по которой распределяются налоговые обязательства между обособленными структурными подразделениями организации

Для целей налогообложения обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (пункт 2 статьи 11 НК РФ). Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно - распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений, согласно статье 19 НК РФ. Таким образом, Налоговый Кодекс предписывает осуществлять постановку на учет и перечисление налогов и сборов в бюджеты по месту нахождения обособленных подразделений организации.

Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется путем распределения общей суммы налога на основе законодательно установленной базы распределения. При расчете такой базы распределения налогоплательщик вправе выбирать один из возможных показателей, на основе которых она рассчитывается.

Пример.

Согласно пункту 2 статьи 175 НК РФ, сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения организации, определяется как одна вторая произведения общей суммы налога, подлежащей уплате организацией, на величину, исчисленную как сумма удельного веса среднесписочной численности работников (фонда оплаты труда) обособленного подразделения в среднесписочной численности работников (фонде оплаты труда) по организации в целом и удельного веса стоимости основных производственных фондов обособленного подразделения в стоимости основных производственных фондов по организации в целом.

То есть, сумму НДС, подлежащую уплате по месту нахождения структурного подразделения организации ( T d), можно рассчитать по следующим формулам:

1. T d =1/2*(P d /P o +F d /F o)*T 0 ,

где

T o -- общая сумма налога, подлежащая уплате;

P d - фонд оплаты труда обособленного подразделения;

P o -фонд оплаты труда по организации в целом;

F d - стоимость основных производственных фондов структурного подразделения;

F o - стоимость основных производственных фондов по организации в целом;

или

2. T d =1/2*( Ň d / Ň o +F d /F o)*T 0 ,

где

Ň d -среднесписочная численность работников структурного подразделения;

Ň o - среднесписочная численность работников по организации в целом.

Выбрав соответствующий показатель для расчета базы распределения (среднесписочную численность или фонд оплаты труда), организация должна уведомить налоговый орган и последовательно применять его в течение календарного года, согласно пункту 3 статьи 175 НКРФ.

Применяемый способ распределения налоговых обязательств между обособленными подразделениями организации должен быть закреплен в отдельном распорядительном документе или отражен в составе учетной политики для целей налогообложения.

Принятие решения об отказе от налоговых льгот

Если законодательство по налогам и сборам предоставляет организации право на налоговые льготы, а последняя считает их применение нецелесообразным (например, из-за технических трудностей, связанных с их расчетом), соответствующее решение об отказе от льгот должно быть зафиксировано в распорядительном документе. Отказываясь от налоговой льготы, следует иметь в виду, что не во всех случаях такой отказ правомерен.

Плательщики налога на добавленную стоимость вправе отказаться только от налоговых льгот, предусмотренных пунктом 3 статьи 149 НК РФ. Отказ от таких льгот должен быть последовательным (то есть не допускается применение льготы выборочно в зависимости от того, кто выступает контрагентом), а также на срок менее одного года.

Поскольку законодательство о налогах и сборах предполагает, что факт отказа от налоговых льгот должен быть документирован, представляется правомерным отметить такие факты в учетной политике для целей налогообложения.