Фискальная политика государства цели и виды. Фискальная политика: цели, инструменты и виды. К автоматическим стабилизаторам относятся

В макроэкономике нет однозначной формулировки термина фискальной политики, существует много ее определений:

  • - Фискальная политика представляет собой формирование государственного бюджета через систему налогообложения и манипулирование средствами государственного бюджета для достижения поставленных целей (рост производства, занятости, снижения темпов инфляции);
  • - Фискальная политика государства представляет собой систему регулирования экономики посредством государственных расходов и налогов, т.е. она сводится к манипулированию налогами и государственными расходами;
  • - Фискальная политика - это совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных доходов и расходов .

Под фискальной политикой государства понимается постоянное вмешательство государства в экономические процессы и явления с целью регулирования их протекания. Это совокупность мероприятий в сфере налогообложения, направленных на формирование доходной части государственного бюджета, повышение эффективности функционирования всей национальной экономики, обеспечение экономического роста, занятости населения и стабильности денежного обращения. Фискальная политика - это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов. Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики.

Понятие фискальной политики как реального инструмента государственного регулирования экономики связано с именем Дж.М. Кейнса и кейнсианцами (А. Пигу, Р. Харрод, Э. Хансен). С точки зрения кейнсианской теории, сущность фискальной политики состоит в управлении в определенных целях совокупным спросом посредством манипулирования налогами, трансфертами и правительственными закупками. Дж.М. Кейнс и его сторонники придавали и придают фискальной политике главенствующую роль в воздействии на экономический рост, уровень занятости и динамику цен.

Потребность в разработке и систематическом поведении фискальной политики усилилась, особенно во второй половине XX в., когда финансы государства стали играть значительную роль в обеспечении стабильного экономического роста .

Фискальная политика значительно видоизменяется в зависимости от таких стратегических задач, как, например, антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией.

Фискальная политика обладает своими достоинствами и недостатками:

К достоинствам фискальной политики следует отнести:

  • 1. Эффект мультипликатора. Все инструменты фискальной политики, как мы видели, имеют мультипликативный эффект воздействия на величину равновесного совокупного выпуска.
  • 2. Отсутствие внешнего лага (задержки). Внешний лаг - это период времени между принятием решения об изменении политики и появлением первых результатов ее изменения. Когда правительством принято решение об изменении инструментов фискальной политики, и эти меры вступают в действие, результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быстро. (Как мы увидим в главе 13, внешний лаг характерен для монетарной политики, имеющей сложный передаточный механизм (механизм денежной трансмиссии)).
  • 3. Наличие автоматических стабилизаторов. Поскольку эти стабилизаторы являются встроенными, то правительству не нужно предпринимать специальных мер по стабилизации экономики. Стабилизация (сглаживание циклических колебаний экономики) происходит автоматически.

К недостаткам фискальной политики следует отнести:

  • 1. Эффект вытеснения. Экономический смысл этого эффекта состоит в следующем: рост расходов бюджета в период спада (увеличение государственных закупок и/или трансфертов) и/или сокращение доходов бюджета (налогов) ведет к мультипликативному росту совокупного дохода, что увеличивает спрос на деньги и повышает ставку процента на денежном рынке (цену кредита). А поскольку кредиты, в первую очередь, берут фирмы, то удорожание кредитов ведет к сокращению частных инвестиций, т.е. к «вытеснению» части инвестиционных расходов фирм, что ведет к сокращению величины выпуска. Таким образом, часть совокупного объема производства оказывается «вытесненной» (недопроизведенной) из-за сокращения величины частных инвестиционных расходов в результате роста ставки процента благодаря проведению правительством стимулирующей фискальной политики.
  • 2. Наличие внутреннего лага. Внутренний лаг - это период времени между возникновением необходимости изменения политики и принятием решения о ее изменении. Решения об изменении инструментов фискальной политики принимает правительство, однако введение их в действие невозможно без обсуждения и утверждения этих решений законодательным органом власти (Парламентом, Конгрессом, Государственной думой и т.п.), т.е. придания им силы закона. Эти обсуждения и согласования могут потребовать длительного периода времени. Кроме того, они вступают в действие, начиная только со следующего финансового года, что еще больше увеличивает лаг. За этот период времени ситуация в экономике может измениться.

Так, если первоначально в экономике была рецессия, и были разработаны меры стимулирующей фискальной политики, то в момент начала их действия в экономике уже может начаться подъем. В результате дополнительное стимулирование может привести экономику к перегреву и спровоцировать инфляцию, т.е. оказать дестабилизирующее действие на экономику. И наоборот, меры сдерживающей фискальной политики, разработанные в период бума, из-за наличия продолжительного внутреннего лага могут усугубить спад.

  • 3. Неопределенность. Этот недостаток характерен не только для фискальной, но и для монетарной политики. Неопределенность касается:
    • - проблемы идентификации экономической ситуации Часто бывает трудно точно определить, например, момент, когда заканчивается период рецессии и начинается оживление или момент, когда подъем превращается в перегрев и т.п. Между тем, поскольку на разных фазах цикла необходимо применять разные виды политики (стимулирующую или сдерживающую), ошибка в определении экономической ситуации и выбор типа экономической политики исходя из такой оценки может привести к дестабилизации экономики;
    • - проблемы, на какую именно величину следует изменить инструменты государственной политики в каждой данной экономической ситуации. Даже если экономическая ситуация определена правильно, то сложно точно определить, насколько, например, нужно увеличить государственные закупки или сократить налоги, чтобы обеспечить подъем в экономике и достижение потенциального объема выпуска, но не его превышение, т.е. как при этом не допустить перегрев и ускорение инфляции. И наоборот, при проведении сдерживающей фискальной политики как не привести экономику в состояние депрессии.
  • 4. Дефицит бюджета. Противники кейнсианских методов регулирования экономики - монетаристы (monetarists), сторонники теории экономики предложения (supply-side economics) и теории рациональных ожиданий (rational expectations theory) - т.е. представители неоклассического направления в экономической теории считают дефицит государственного бюджета одним из важнейших недостатков фискальной политики. Действительно, инструментами стимулирующей фискальной политики, проводимой при спаде и направленной на увеличение совокупного спроса, выступает увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета, и уменьшение налогов, т.е. доходов бюджета, что ведет к росту дефицита государственного бюджета.

Не случайно рецепты государственного регулирования экономики, которые предложил Кейнс, получили название «дефицитного финансирования». Особенно остро проблема бюджетного дефицита проявилась в большинстве развитых стран, использовавших после П мировой войны кейнсианские методы регулирования экономики, в середине 70-х годов, причем, в США возник так называемый «двойной дефицит» («twin debts»), при котором дефицит государственного бюджета сочетался с дефицитом платежного баланса. В связи с этим проблема финансирования дефицита государственного бюджета превратилась в одну из важнейших макроэкономических проблем .

Цели фискальной политики:

  • - ликвидация безработицы;
  • - борьба с инфляцией;
  • - стабилизация экономического роста;
  • - стимулирование экономического роста;
  • - достижение высокого уровня занятости при умеренных темпах инфляции.

Важнейшая задача фискальной политики - это привлечение денежных ресурсов и формирование централизованных государственных фондов, которые позволяют проводить экономическую политику .

Фискальная политика включает прямые и косвенные методы регулирования экономики. К прямым методам относятся способы бюджетного регулирования. С помощью косвенных методов государство воздействует на финансовые возможности производителей товаров и на размеры потребительского спроса. Важную роль здесь играет система налогообложения. Изменяя ставки налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов, государство стремится достичь возможно более устойчивых темпов экономического роста и избежать резких взлетов и падений производства .

В зависимости от характера использования прямых и косвенных финансовых методов различают два вида фискальной политики государства: дискреционную и недискреционную.

Дискреционная фискальная политика представляет собой сознательное манипулирование налогами и правительственными (государственными) расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

К числу наиболее распространенных способов, средств осуществления дискреционной фискальной политики относят общественные работы, программы материальной помощи, изменение налоговых ставок и другие аналогичные инструменты воздействия.

Привлечение безработных к выполнению общественных работ с оплатой за государственный счет служит оперативным средством борьбы с резко нарастающей безработицей. В период обострения социальной ситуации, обусловленной обнищанием определенных групп граждан, наряду с такими автоматическими стабилизаторами, как предусмотренные законом пособия, правительство прибегает к оказанию материальной помощи, увеличению пособий, дополнительным выплатам. Чтобы предотвратить неожиданное резкое снижение доходов предприятий и граждан, временно уменьшают налоговые ставки, вводят частичные льготы.

Государственная программа занятости является одной из мер в борьбе с безработицей и стабилизации экономики. Осуществляется эта программа за счет средств государства и местных органов власти. Конечно, эта программа занятости могут модифицироваться. Так, для роста занятости можно поощрять мелкие предприятия, обеспечивающие максимальную занятость на своем производстве. Такая практика используется в Китае.

Дискреционная фискальная политика осуществляется через государственные закупки товаров и услуг, государственные трансферты и налоги. Изменение их величин приводит к изменению совокупных расходов.

На характер дискреционной фискальной политики большое влияние оказывает состояние экономики. При проведении этой политики учитываются следующие количественные зависимости между финансовыми переменными величинами:

  • 1) рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос (потребление и инвестиции). Вследствие этого возрастает выпуск продукции и занятости трудоспособного населения:
  • 2) показывает, что увеличение суммы налогов уменьшает личный доход домашних хозяйств.

В этом случае сокращаются спрос и объем выпуска продукции, и занятость рабочей силы. И наоборот: снижение налогов ведет к возрастанию покупательских расходов, выпуска продукции и занятости.

Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое изменение чистых налоговых поступлений в государственный бюджет в периоды изменения объемов национального производства. В некоторой степени изменения государственных расходов и налогов вводятся автоматически. Сюда относится прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (страхование по безработице), система участия в прибылях.

Недискреционная фискальная политика осуществляется автоматически с помощью так называемых встроенных стабилизаторов. Автоматические (встроенные) стабилизаторы - не зависящие от политики государства механизмы рыночной экономики, сглаживающие спады и подъемы в экономике. Суть встроенных стабилизаторов заключается в увязке ставок налогов с величиной получаемого дохода. Почти все налоги построены таким образом, что позволяют обеспечить рост налоговых поступлений с увеличением чистого национального продукта. Это касается подоходного налога с физических лиц, который имеет прогрессивный характер; налога на прибыль; на добавленную стоимость; налога с продаж, акцизов .

Фискальная политика в государстве проводится с помощью своих инструментов. Инструменты фискальной политики государства - это экономические механизмы, с помощью которых достигаются цели, поставленные перед фискальной политикой.

Набор инструментов фискальной политики включает государственные субсидии, манипулирование различными видами налогов (личный подоходный налог, налог на корпорации, акцизы) путем изменения налоговых ставок или аккордных налогов. Кроме этого, к инструментам фискальной политики относятся трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику.

Например, увеличение аккордного налога приводит к уменьшению совокупных расходов, но не приводит к изменению мультипликатора, в то время как рост ставок личного подоходного налога вызовет уменьшение и совокупных расходов, и мультипликатора.

Выбор различных видов налогов: личного подоходного налога, налога на корпорации или акциза - в качестве инструмента воздействия оказывает различное влияние на экономику, в том числе на стимулы, оказывающие влияние на экономический рост и эффективность экономики. Важное значение имеет также выбор отдельного вида государственных расходов, поскольку в каждом случае эффект мультипликатора может быть различным.

Например, среди специалистов в области экономической политики существует мнение, что расходы на оборону обеспечивают меньшую величину мультипликатора по сравнению с другими видами государственных расходов.

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, и соответствующего ей вида фискальной политики, инструменты фискальной политики государства используются по-разному.

Так, инструментами стимулирующей фискальной политики выступают:

  • - увеличение государственных закупок;
  • - снижение налогов;
  • - увеличение трансфертов.

Инструментами сдерживающей фискальной политики являются:

  • - сокращение государственных закупок;
  • - увеличение налогов;
  • - сокращение трансфертов.

Немного иной перечень инструментов фискальной политики представлен в учебнике «Экономика» академика Журавлевой Г.П. Согласно этому источнику литературы, инструментами дискреционной фискальной политики являются общественные работы, изменение трансфертных платежей, манипулирование налоговыми ставками.

К инструментам автоматической фискальной политики автор данного учебника относит изменения в налоговых поступлениях, пособия по безработице и другие социальные выплаты, субсидии фермерам.

Анализируя источники литературы, можно прийти к выводу, что главными инструментами фискальной политики являются изменение налогов и трансфертных платежей .

Одним из главных инструментов фискальной политики являются налоги, представляющие собой принудительно изымаемые государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций.

Налоги выполняют три основные функции:

  • - фискальную, заключающуюся в сборе денежных средств для создания государственных денежных фондов и материальных условий для функционировании государства;
  • - экономическую, предполагающую использование налогов в качестве инструмента перераспределения национального дохода, воздействия на расширение или сдерживание производства, стимулируя производителей в развитии разнообразных видов хозяйственной деятельности;
  • - социальную, направленную на поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.

В современной экономике существуют различные виды налогов.

Прямыми являются налоги на доход или имущество налогоплательщиков. В свою очередь, прямые налоги подразделяются:

  • - реальные, которые получили наибольшее распространение в первой половине XIX в., и к которым относятся поземельный, подомовой, промысловый, налог на ценные бумаги;
  • - личные, включающие подоходный, налоги на прибыль корпораций, на прирост капитала, на сверхприбыль.

Косвенные налоги состоят из акцизов, налогов на добавленную стоимость, с продаж, с оборота, таможенные пошлины.

В зависимости от органа власти, в распоряжение которого поступают те или иные налоги, различают государственные и местные налоги. В российских условиях это федеральные, налоги субъектов федерации, местные.

В зависимости от использования налоги делятся на:

  • - общие, предназначенные для финансирования текущих и капитальных расходов бюджета, без закрепления за каким-либо определенным видом расходов;
  • - специальные, имеющие целевое назначение

В зависимости от характера ставок различают налоги:

  • - твердые (фиксированные), устанавливающиеся в абсолютной сумме на единицу налогообложения независимо от различных экономических показателей, связанных с деловой активностью;
  • - регрессивные, при которых процент изъятия дохода уменьшается при возрастании дохода;
  • - пропорциональные, проявляющиеся в том, что независимо от размера дохода действуют одинаковые ставки;
  • - прогрессивные, при которых процент изъятия возрастает по мере увеличения дохода .

Такой инструмент фискальной политики государства как налоги тесно связан с другим инструментом бюджетно-налоговой политики - государственными расходами. Средства, изымаемые в виде налогов, идут в государственный бюджет, впоследствии расходуясь на различные цели государства. В условиях действующего законодательства РФ основная часть бюджета наполняется за счет платежей налогоплательщиков - юридических лиц.

В настоящее время получила распространение точка зрения о необходимости дополнительного существенного сокращения налоговых ставок по основным налогам. В обоснование этого авторы указывают, что, несмотря на временное падение объема налоговых поступлений, в долговременной перспективе улучшаются условия инвестирования, увеличится производство товаров и услуг, повысится занятость населения и, вследствие роста налогооблагаемой базы, начнут расти доходы государства .

Под государственными или правительственными расходами понимаются расходы на содержание института государства, а также государственные закупки товаров и услуг.

Государственные закупки товаров и услуг могут быть самых разных видов: от строительства за счет бюджета школ, медицинских учреждений, дорог, объектов культуры до закупки сельскохозяйственной продукции, военной техники, образцов уникальных изделий. Сюда же относятся и внешнеторговые закупки. Главный отличительный признак всех этих закупок заключается в том, что потребителем выступает само государство. Обычно говоря о государственных закупках, их разделяют на два вида: закупки для собственного потребления государства, которые более или менее стабильны, и закупки для регулирования рынка.

Государство увеличивает свои закупки в период спада и кризиса и сокращает во время подъема и инфляции в целях поддержания стабильности производства. В то же время эти действия направлены на регулирование рынка, поддержания на нем равновесия между спросом и предложением. Такая цель составляет одну из важнейших макроэкономических функций государства.

Государственные расходы играют значительную роль в социально-экономическом развитии общества. Отсюда они объективно необходимы и в то же время превышение ими разумных пределов может привести к финансовой нестабильности в национальной экономике, чрезмерному дефициту государственного бюджета.

Государственные расходы выступают в форме:

  • - государственного заказа, который распределяется на конкурентной основе;
  • - строительства за счет капитальных вложений;
  • - расходов на оборону, управление и т.д.

Основная часть государственных расходов проходит через государственный бюджет, включающий в себя бюджеты федерального правительства и местных властей .

Государственный бюджет - это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия (доходов). В современных условиях бюджет является также мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, а также осуществления антикризисных мероприятий.

Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, а также выполнения необходимых социально-экономических функций.

Расходы показывают направление и цели бюджетных ассигнований и выполняют функции политического, социального и экономического регулирования. Они всегда носят целевой и, как правило, безвозвратный характер. Безвозвратное предоставление государственных средств из бюджета на целевое развитие называется бюджетным финансированием. Этот режим расходования финансовых ресурсов отличается от банковского кредитования, которое предполагает возвратный характер кредита. Надо заметить, что безвозвратность предоставления финансовых ресурсов не означает произвольности в их использовании.

Всякий раз при применении финансирования государство разрабатывает порядок и условия использования денег для целевого направления и обеспечения общего экономического роста и улучшения жизни населения.

Структура государственных расходов в каждой стране имеет свои особенности. Они обусловлены не только национальными традициями, организацией образования и здравоохранения, но главным образом характером административной системы, структурными особенностями экономики, развитием оборонных отраслей, численностью армии и др.

Государственные трансферты, являясь одним из инструментов фискальной политики, представляют собой выплаты государственных органов, не связанные с движением товаров и услуг. Они перераспределяют доходы государства, полученные от налогоплательщиков, через пособия, пенсии, выплаты по социальному страхованию и т.д.

Трансфертные платежи имеют более низкий мультипликатор по сравнению с другими государственными расходами, поскольку часть этих сумм сберегается. Мультипликатор трансфертных платежей равен мультипликатору государственных расходов, умноженному на предельную способность к потреблению. Преимуществом трансфертных платежей является то, что они могут быть направлены определенным группам населения. Социальные трансферты (пенсии, стипендии, различные пособия) входят в средний доход, и эти выплаты позволяют увеличить бюджет семьи на 10-12%.

Инструменты фискальной политики по-своему влияют на экономическую ситуацию, помогая достичь целей, поставленных перед фискальной политикой. Основными инструментами фискальной политики государства являются изменение налогов и трансфертных платежей. Инструменты фискальной политики взаимосвязаны и их роль в реализации той или иной политики государства велика .

Фискальная политика представляет собой меры, которые использует государство для воздействия на экономическую конъюнктуру посредством изменения объема государственных расходов и налогообложения. Именно поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой.

Расходы государства являются неотъемлемой частью государственного бюджета, именно поэтому они должны быть эффективными и обеспечивать количественный и качественный национальный экономический рост. Это значит, что фискальная политика, проводимая государством, должна отвечать следующим общественным целям:

1) сглаживанию колебаний экономического цикла;

2) стабилизации экономического роста;

3) достижению полной занятости ресурсов (прежде всего, решение проблемы циклической безработицы);

4) стабилизации уровня цен (достижению умеренных темпов инфляции).

Фискальная политика – это политика регулирования правительством, прежде всего, совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности.

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: 1) государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты.

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос неодинаково. Из формулы совокупного спроса: AD = C + I + G + Xn (где AD – совокупный спрос, С – потребительские расходы, I – инвестиционные расходы, G – государственные расходы, Xn – чистый экспорт страны) следует, что государственные закупки являются его важнейшим компонентом, поэтому их изменение оказывает прямое воздействие на совокупный спрос. При этом налоги и трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов (С) и инвестиционных расходов (I). Рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос, а их сокращение ведет к его уменьшению.

Рост трансфертов также увеличивает совокупный спрос. С одной стороны, при увеличении социальных трансфертных выплат увеличивается личный доход домохозяйств, а, следовательно, при прочих равных условиях, растет располагаемый доход, и увеличиваются потребительские расходы. С другой стороны, увеличение трансфертных выплат фирмам (субсидий) увеличивает возможности внутреннего их финансирования, возможности расширения производства, что ведет к росту инвестиционных расходов. И напротив, сокращение трансфертов уменьшает совокупный спрос.

Рост налогов действует в противоположном направлении. Увеличение налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается нераспределенная прибыль, являющаяся источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса. Соответственно снижение налогов увеличивает совокупный спрос и ведет к сдвигу кривой AD вправо, что обусловливает рост реального ВНП.



Определим влияние бюджетно-налоговой политики на совокупное предложение. Предложение всех товаров и услуг обеспечивают фирмы , важные макроэкономические агенты. На совокупное предложение влияют налоги и трансферты; государственные расходы не имеют на предложение особого влияния. Налоги фирмы принимают как очередные затраты на единицу продукции, что заставляет их сократить предложение своего товара. Трансферты же, наоборот, приветствуются предпринимателями, поскольку они могут увеличить предложение предоставляемых ими услуг. Когда большое количество фирм проводят одинаковую политику предложений товаров, изменяется совокупное предложение всей рассматриваемой экономики. Таким образом, государство может влиять на состояние экономики с помощью правильного введения налогов и трансфертов.

Из простой кейнсианской модели (модели «Кейнсианского креста») следует, что все инструменты фискальной политики (государственные закупки, налоги и трансферты) имеют мультипликативный эффект воздействия на экономику, поэтому, по мнению Кейнса и его последователей, регулирование экономики должно проводиться правительством с помощью инструментов именно фискальной политики, и прежде всего, с помощью изменения величины государственных закупок, так как они имеют наибольший мультипликативный эффект.

В налогово-бюджетной политике правительства развитых стран широко используется механизм сознательного манипулирования законодательной властью в области налогообложения и государственных расходов для воздействия на уровень экономической активности хозяйствующих субъектов.

В зависимости от фазы экономического цикла инструменты фискальной политики могут использоваться по-разному. В связи с этим различаютдва типа фискальной политики:

1) стимулирующая политика – если страна переживает депрессию или находится в стадии экономического кризиса, то государство может принять решение о проведении стимулирующей фискальной политики. В данном случае правительству необходимо стимулировать или совокупный спрос, или предложение или оба параметра сразу. Для этого, при прочих равных условиях, государство повышает размер своих закупок товаров и услуг, снижает налоги и повышает трансферты, если это возможно. Любое из данных изменений приведет к увеличению совокупного выпуска, что автоматически увеличивает совокупный спрос. Стимулирующая фискальная политика в большинстве случаев приводит к увеличению объемов выпуска производства страны.

2) сдерживающая политика – используется при буме (при перегреве экономики). В этом случае правительство проводит меры, прямо противоположные тем, что осуществляются при стимулирующей экономической политике. Государство сокращает свои расходы и трансферты и увеличивает налоги, что приводит к сокращению как совокупного спроса, так и, возможно, совокупного предложения. Подобная политика регулярно проводится правительствами ряда стран с целью замедлить темпы инфляции или избежать ее высоких темпов в случае экономического бума.

Для достижения экономического эффекта в выборе той или иной политики большое значение имеет фактор времени. Дело в том, что политика дает ожидаемый результат именно в периоды спада или в периоды подъема. Но определить время спада или время подъема – сложно, поскольку между спадом и его проявлением имеет место временной лаг. Для преодоления этих трудностей в западной практике применяется дискреционная и автоматическая (недискреционная) налогово-бюджетная политика . Суть дискреционной фискальной политики сводится к законодательному (официальному) изменению правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики. Автоматическая фискальная политика подразумевает автоматическое изменение в уровне государственных проектов; автоматическое изменение налогов и сборов, а также связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов.

Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся: 1) подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций); 2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость); 3) пособия по безработице; 4) пособия по бедности.

В период спада производства налоговые по­ступления автоматически сокращаются. Поскольку налог на прибыль и подоходный налог взимаются по прогрессивной шкале, налоговый пресс стано­вится легче, смягчается экономический спад. Воз­растающая в период спада безработица автомати­чески ведет к росту пособий по безработице и дру­гим социальным выплатам, что смягчает падение совокупного спроса.

В период экономического подъема налоговые поступления автоматически возрастают в силу прогрессивности налогообложения. Автоматически сокращаются пособия по безработице. Налоговый пресс усиливается, что оказывает сдерживающее влияние на экономический рост. Следовательно, правительства в современных условиях благодаря объективной оценке фактического состояния в раз­витии экономики страны, умелого и гибкого изме­нения в использовании механизмов налогово-бюджетной политики, способны активно воздейст­вовать как на экономический рост, так и достижение успехов в реализации принципа социальной справедливости.

К достоинствам фискальной политики следует отнести:

1. Эффект мультипликатора. Подобно инвестициям, государственные расходы обладают мультипликативным эффектом, продолжая цепочку вторичных, третичных и т.д. потребительских расходов, а также ведут к множительному эффекту самих инвестиций. Мультипликатор государственных расходов показывает приращение ВНП в результате приращения государственных расходов, потраченных на закупку товаров и услуг:

где: KG – мультипликатор государственных расходов;

DВНП – приращение валового национального продукта;

DG – приращение государственных расходов.

Мультипликатор государственных расходов можно также определить, используя предельную склонность к потреблению – MPC. В результате, мультипликатор государственных расходов будет равен:

KG=DВНП/DG=1/ MPC,

Следовательно, DВНП=1/(1–MPC)×DG= KG×DG.

Это означает, что если государство повышает на определенную величину объем своих расходов, не увеличивая при этом статей дохода бюджета, то получается именно такой прирост дохода. Поэтому изменение величины государственных расходов вызывает изменение дохода, пропорциональное изменению величины расходов.

2. Отсутствие внешнего лага (задержки). Внешний лаг – это период времени между принятием решения об изменении политики и появлением первых результатов ее изменения. Когда правительством принято решение об изменении инструментов фискальной политики, и эти меры вступают в действие, результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быстро. Внешний лаг характерен для монетарной политики, имеющей сложный передаточный механизм (механизм денежной трансмиссии).

3. Наличие автоматических стабилизаторов . Поскольку эти стабилизаторы являются встроенными, то правительству не нужно предпринимать специальных мер по стабилизации экономики. Стабилизация (сглаживание циклических колебаний экономики) происходит автоматически.

Недостатками фискальной политики являются:

1. Эффект вытеснения. Экономический смысл этого эффекта состоит в следующем: рост расходов бюджета в период спада (увеличение государственных закупок и/или трансфертов) и/или сокращение доходов бюджета (налогов) ведет к мультипликативному росту совокупного дохода, что увеличивает спрос на деньги и повышает ставку процента на денежном рынке (цену кредита). А поскольку кредиты, в первую очередь, берут фирмы, то удорожание кредитов ведет к сокращению частных инвестиций, т.е. к «вытеснению» части инвестиционных расходов фирм, что провоцирует сокращение величины выпуска. Таким образом, часть совокупного объема производства оказывается «вытесненной» (недопроизведенной) из-за сокращения величины частных инвестиционных расходов в результате роста ставки процента, вызванным проведением правительством стимулирующей фискальной политики.

2. Наличие внутреннего лага. Внутренний лаг – это период времени между возникновением необходимости изменения политики и принятием решения о ее изменении. Решения об изменении инструментов фискальной политики принимает правительство, однако введение их в действие невозможно без обсуждения и утверждения этих решений законодательным органом власти (Парламентом, Конгрессом, Государственной думой и т.п.), т.е. придания им силы закона. Эти обсуждения и согласования могут потребовать длительного периода времени. Кроме того, они вступают в действие, начиная только со следующего финансового года, что еще больше увеличивает лаг. За этот период времени ситуация в экономике может измениться. Так, если первоначально в экономике была рецессия, и были разработаны меры стимулирующей фискальной политики, то в момент начала их действия в экономике уже может начаться подъем. В результате, дополнительное стимулирование может привести экономику к перегреву и спровоцировать инфляцию, т.е. оказать дестабилизирующее действие. И наоборот, меры сдерживающей фискальной политики, разработанные в период бума, из-за наличия продолжительного внутреннего лага могут усугубить спад.

3. Неопределенность . Этот недостаток характерен не только для фискальной, но и для монетарной политики. Неопределенность касается:

Проблемы идентификации экономической ситуации. Часто бывает трудно точно определить момент, когда заканчивается период рецессии и начинается оживление или момент, когда подъем превращается в перегрев и т.п. Между тем, поскольку на разных фазах цикла необходимо применять разные виды политики (стимулирующую или сдерживающую), ошибка в определении экономической ситуации и выбор типа экономической политики, исходя из такой оценки, может привести к дестабилизации экономики;

Проблемы того, на какую именно величину следует изменить инструменты государственной политики в каждой данной экономической ситуации. Даже если экономическая ситуация определена правильно, то сложно точно определить, насколько нужно увеличить государственные закупки или сократить налоги, чтобы обеспечить подъем в экономике и достижение потенциального объема выпуска, но не его превышение, что может спровоцировать перегрев экономики и ускорение инфляции. И, наоборот, при проведении сдерживающей фискальной политики – как не привести экономику в состояние депрессии.

4. Дефицит бюджета . Противники кейнсианских методов регулирования экономики – монетаристы (monetarists), сторонники теории экономики предложения (supply-side economics) и теории рациональных ожиданий (rational expectations theory) – т.е. представители неоклассического направления в экономической теории считают дефицит государственного бюджета одним из важнейших недостатков фискальной политики. Действительно, инструментами стимулирующей фискальной политики, проводимой при спаде и направленной на увеличение совокупного спроса, выступает увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета, и уменьшение налогов, т.е. доходов бюджета, что ведет к росту дефицита государственного бюджета. Не случайно рецепты государственного регулирования экономики, которые предложил Кейнс, получили название «дефицитного финансирования».

Таким образом, фискальная (бюджетно-налоговая) политика – это совокупность мер правительства по изменению государственных расходов и налогообложения, направленных на обеспечение полной занятости и производство равновесного ВНП.

Выводы

1. Образование монополий, незаинтересованность рынка в производстве общественных товаров, сохранении окружающей среды, развитии фундаментальной науки, неравенство в распределении доходов, безработица, инфляция, кризисы – все это обусловило усиление в ХХ веке роли государства в экономике.

Цель деятельности государства в рыночной экономике – смягчить негативные последствия действия рыночного механизма. Основные его функции: создание правовых основ частного бизнеса, демонополизация, перераспределение доходов, борьба с безработицей, инфляцией, цикличностью развития и др. Отрицательные внешние эффекты приводят к чрезмерному, а положительные внешние эффекты к недостаточному поступлению ресурсов в отрасли, где эти эффекты возникают. Вводя специальные налоги, разного рода санкции или субсидии, государство устраняет эти перекосы в распределении ресурсов.

2. Финансы в широком смысле – это система отношений в обществе по поводу образования, распределения и использования денежных фондов (в сферах: публичных (государственных) финансов, кредитной системы, отраслей воспроизводственного процесса, вторичного финансового рынка, международных финансовых отношений) в целях выполнения государством своих функций и задач, обеспечения условий для расширенного воспроизводства. Финансами в узком смысле считаются только государственные (публичные) финансы – система денежных отношений по поводу формирования и использования фондов, необходимых государству для выполнения своих функций.

Финансовая система представляет собой комплекс мер по управле­нию финансовыми отношениями, вклю­чающий фонды финансовых ресурсов централизованного и децентрализо­ванного назначения, взаимосвязи между ними, а также управляющую подсистему – государствен­ные и муниципальные финансовые органы и финан­совые службы предприятий. Финансовая система обеспечивает эффективную комплексную реа­лизацию всех функций финансов, позволяет по­лучить максимальный интеграционный эффект от их взаимодействия, наиболее полно и эффек­тивно использовать финансовые отношения для осуществления экономической политики госу­дарства.

3. Государственный бюджет представляет собой баланс (смету) доходов и расходов государства, его финансовый план. Государственный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ, бюджеты субъектов Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов, а также местные бюджеты. Отношения между отдельными бюджетами строятся на основе принципа бюджетного федерализма, согласно которому за бюджетом каждого уровня закрепляются свои доходы и расходы, которые должны финансироваться из данного бюджета. Государственные расходы по экономическому содержанию подразделяются на: государственные закупки товаров и услуг, трансфертные платежи, социальные выплаты и расходы по обслуживанию государственного долга.

В современных условиях типичным для государственного бюджета большинства стран стал бюджетный дефицит – превышение государственных расходов над государственными доходами. Бюджетный дефицит может быть следствием неблагоприятной экономической конъюнктуры или результатом целенаправленно проводимой бюджетной политики. Различают структурный бюджетный дефицит – дефицит в условиях полной занятости и циклический дефицит – дефицит в условиях, когда безработица превышает естественный уровень. Финансирование бюджетного дефицита за счет эмиссии денег и займов в центральном банке приводит к увеличению денег в обращении, росту цен, инфляции. Покрытие бюджетного дефицита за счет займов в частном секторе порождает «эффект вытеснения» – сокращение частных инвестиций в результате выпуска государственных ценных бумаг.

Постоянный бюджетный дефицит приводит к возникновению государственного долга (внутреннего и внешнего). Внутренний долг – это те средства, которые государство заимствовало внутри страны. Значительная государственная задолженность отрицательно сказывается на темпах экономического роста, расходы по обслуживанию государственного долга усиливают бюджетный дефицит. Внешний государственный долг представляет собой займы и кредиты, привлекаемые от юридических и физических лиц иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства страны как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте. Данный вид государственного долга погашается за счет выручки от экспорта товаров, что также может отрицательно сказываться на темпах экономического развития.

4. Основной источник доходов – налоги – обязательные платежи физических и юридических лиц в бюджет государства. Основными функциями налогов являются: фискальная, перераспределительная, контрольная регулирующая (стимулирующая) и воспроизводственная. Принципы налогообложения: всеобщности, обязательности, стабильности, нейтральности налоговой систем, справедливости, простоты исчисления и равномерного распределения налогового бремени. Налоги подразделяются на прямые и косвенные. Всякий налог включает в себя характеристику субъекта и объекта налогообложения, налоговую ставку, источник налога, налоговые льготы, налоговые санкции. В зависимости от характера изменения налоговой ставки различают пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоги.

5. Фискальная политика представляет собой меры, которые использует государство для воздействия на экономическую конъюнктуру посредством изменения объема государственных расходов и налогообложения. Именно поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой.

Она основывается на положении о том, что изменение налоговых изъятий и объема государственных расходов влияет на совокупный спрос и, следовательно, на величину ВНП, занятость и цены. В краткосрочном периоде снижение налогов и увеличение правительственных расходов оказывает повышающее воздействие на совокупный спрос, и наоборот, увеличение налогов и сокращение государственных расходов уменьшает совокупный спрос. В долгосрочном периоде фискальная политика может оказывать негативное воздействие на экономический рост. Особенность фискальной политики состоит в том, что все изменения налогов и государственных расходов отражаются на объеме ВНП с мультипликативным эффектом.

Изменения в налогах и правительственных расходах могут происходить либо автоматически (без специальных законодательных решений) с помощью встроенных стабилизаторов, которые поддерживают экономическую стабильность на основе саморегуляции, либо в результате целенаправленных решений правительства (дискреционная политика). В зависимости от преследуемых целей фискальная политика может носить стимулирующий или сдерживающий характер. Стимулирующая фискальная политика направлена на расширение совокупного спроса и предполагает снижение налогов и увеличение правительственных расходов. Следствием проведения такой политики становится бюджетный дефицит. Сдерживающая фискальная политика направлена на сужение совокупного спроса, предполагает увеличение налогов и уменьшение правительственных расходов и сопровождается уменьшением бюджетного дефицита или появлением бюджетного излишка. Хотя фискальная политика и является действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики, для нее характерны некоторые недостатки, снижающие ее эффективность. К их числу относятся: эффект вытеснения, наличие внутреннего лага, неопределенность, а также дефицит бюджета.

Лекция № 11

1. Фискальная политика: сущность и основные функции

2. Мультипликаторы фискальной политики

1. Фискальная политика – совокупность методов государства в сфере налогообложения и государственных расходов, направленных на обеспечение занятости равновесного платёжного баланса и экономического роста в условиях производства неинфляционного ВВП.

Основные функции фискальной политики:

· Влияние на состояние хозяйственной конъюнктуры

· Перераспределение национального дохода

· Накопление необходимых ресурсов для финансирования государственных программ

· Поддержание высокого уровня занятости и т. д.

Государственные доходы – денежные отношения, складывающиеся между государством, юридическими и физическими лицами в процессе взимания и аккумуляции части стоимости ВВП в общегосударственном фонде с целью их дальнейшего использования для выполнения государством своих функций.

Источник государственного дохода:

· Собственные доходы государства от производительности и других видов деятельности

· Платежи за ресурсы, которые согласно с действующим законодательством находятся в собственности государства

· Официальные трансферты из-за рубежа и прочие

К фискальной политике относятся только такие манипуляции с государственным бюджетом, которые не изменяют количество денег в обращении.

Налоги – финансовые отношения между государством и плательщиками с целью создания общегосударственных фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения своих функций.

Налоговая политика – деятельность государства в сфере ведения правовой регламентации и организации уплаты налогов в соответствующие фонды.

Налоговая система – совокупность налогов и обязательных платежей, законодательно установленных в стране для пополнения доходной части бюджета.

Функции налогов:

Распределяющая

Фискальная

Регулирующая

Виды налогов:

I. Прямые – взимаются непосредственно у собственников имущества и у получателей доходов.

1) реальные: а) земельные

б) на долю владения

в) на ценные бумаги

2) личные: а) на прибыль с населения

б) на прибыль корпорации

в) на прирост капитала

г) с наследования и дарения (5%)

д) имущественные налоги

II. Косвенные – взимаются в сфере реализации или потребления товаров, то есть перекладываются на плечи потребителей продукции.

1) фискально-монопольные: а) индивидуальные

б) универсальные (налог с оборота)

2) акцизы на отдельные виды товаров

3) пошлины: а) экспортно-импортные

б) протекционистские

в) фискальные

г) антидемпинговые

д) адвалорные

е) смешанные

– законодательно установленный размер налога на одну единицу налогообложения.

Прирост налоговых поступлений

Прирост дохода

Виды налоговых систем:

· Прогрессивная

· Регрессивная

· пропорциональная

Кривая Лаффера показывает при какой ставке налога налоговые поступления максимальны. При дальнейшем увеличении ставки стимулы предполагаемой деятельности уменьшаются, производство сокращается и сокращается поступление в государственный бюджет.

Государственные расходы – это отношения по поводу распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных ресурсов с целью финансирования общегосударственных потребностей социально-экономического развития.

Государственные расходы делятся на:

1) Текущие:

А) потребления в государственном секторе

б) расходы на оплату процентов по долгам

в) трансферты

2) Капитальные вложения:

а) государственные инвестиции

На формирование расходов бюджета в Украине в современных условиях влияют:

· Экономический риск, который вызывает:

Увеличение выплат на социальную защиту населения

Увеличение налогов на финансовую поддержку государственного сектора от банкротств, а не на инновационную деятельность

Увеличение налогов на поддержание социальной сферы

· Увеличение монетизированного государственного долга, который вызывает:

Увеличение налогов на покрытие государственного долга

Вытеснение инвестиций из сферы производства

· Увеличение немонетизированного государственного долга, который вызывает выделение средств на покрытие задолженностей, возникающих в предыдущие годы по заработной плате бюджетным работникам, стипендиям и другим видам социальных выплат.

· Дефицит бюджета всех уровней, который предусматривает жёсткий режим экономии средств, сокращение расходов во всех статьях смет на содержание аппарата управления.

· Привлечение внешних ресурсов для покрытия бюджетного дефицита, который приводит к увеличению платежей по процентам.

Изменение налоговых поступлений (Т) мультипликативно влияет на равновесный уровень дохода. Если налоговые поступления снижаются на - это значит, что доход конечного использования увеличится на . Потребительские затраты (С) соответственно возрастут на величину равную , что сдвинет кривую плановых затрат и увеличит равновесный объём производства с на на величину равную .

Mt = (если дана ставка налога)

Mt = (открытая экономика)

Где - прирост национального дохода

C/ – предельная склонность к потреблению

T – ставка налога

Z – предельная склонность к импортированию

Mt – налоговый мультипликатор, показывающий, что уменьшение налогов на определённую величину вызовет увеличение НД на ещё большую величину и наоборот.

Если налоги увеличиваются на одну и ту же величину, что и государственные затраты, то есть , то равновесный объём производства увеличивается. В таком случае говорят о мультипликаторе сбалансированного бюджета, который всегда <= 1.

Если государственные расходы увеличиваются на , то кривая плановых затрат АД1 сдвигается вверх на такую же величину, а равновесный объём производства возрастает с У1 на У 2 на величину .

, где МG - мультипликатор государственных расходов, который показывает на сколько изменились совокупные доходы при изменении государственных затрат на 1 грн., он рассчитывается по формуле:

1) в закрытой экономике MG =

2) в закрытой экономике, при данной налоговой ставке

MG =

3) в открытой экономике MG =

3. Автоматические стабилизаторы и дискреционная фискальная политика

Недискреционная (автоматическая) фискальная политика базируются на действии встроенных стабилизаторов, которые обеспечивают естественное приспособление экономики к фазам деловой конъюнктуры.

Автоматические стабилизаторы – это такие налоговые и бюджетные механизмы, действиям которых присуща постоянная направленность на смягчение экономических колебаний.

К автоматическим стабилизаторам относятся:

Автоматическое изменение налоговых поступлений при прогрессивной ставки налогов

Помощь на случай безработицы и различные виды социальных трансфертов

При недискреционной фискальной политике бюджетный дефицит или излишек создаётся самими автоматическими стабилизаторами.

Дискреционная фискальная политика – политика, при которой правительство сознательно манипулирует государственными расходами и налогами с целью изменения реального объема национального производства, контроля за инфляцией и ускорение экономического роста.

Основные инструменты дискреционной фискальной политики:

· Изменение программ общественных и других программ, связанных с расходами производства

· Изменение программ транспортного типа

· Циклические изменения налоговых ставок

Дискреционная политика с целью стимулирования АД в период кризиса предусматривает сознательное составление государственного бюджета с дефицитом.

4. Государственный бюджет и ограничения. Государственный долг

Бюджет – денежное выражение сбалансированной сметы доходов и расходов государства за определённый период.

Фактический бюджет равен структурный плюс циклический.

Фактический бюджет отображает реальные поступления, расходы и дефицит за определённый период.

Структурный бюджет отражает какими должны быть доходы, расходы и дефицит, если экономика функционирует при потенциальном ВНП.

Циклический бюджет показывает влияние делового цикла на бюджет и измеряет изменение доходов, расходов и дефицит, которые возникают из-за того, что экономика не работает при потенциальном объёме производства, а находится в состоянии роста или спада.

Бюджет может быть:

Нормальный

Дефицитный

Профицитный

Бюджетная политика – политика изменения государственных доходов и расходов для поддержания рыночного равновесия и стимулирования развития отдельных сфер национальной экономики.

Концепции бюджетной политики:

1) ежегодно балансируемый бюджет (положительное или нулевое сальдо по итогам каждого года)

2) циклически сбалансированный бюджет (балансирование бюджета не на год, а на период экономического цикла)

3) балансирование функциональных финансов (балансирование не бюджета, а экономики в целом)

Причины бюджетного дефицита:

· снижение доходов в условиях кризисного состояния экономики

· уменьшение прироста НД

· увеличение бюджетных затрат

· непоследовательная финансово-экономическая политика

· большой объём государственного сектора

· увеличение затрат по обслуживанию государственного долга

Методы снижения бюджетного дефицита:

Конверсия

Переход от финансирования к кредитованию

Ликвидация дотации убыточным предприятиям

Сокращение затрат по управлению

Реформирование системы налогообложения

Повышение роли местных бюджетов

Виды бюджетного дефицита:

1) По форме проявления

а) открытый (официально признанный в законе о бюджете на соответствующий год)

б) скрытый (возникает в результате завышения объёмов плановых расходов и включения в состав доходов источников покрытия бюджетного дефицита)

2) По причинам возникновения

а) вынужденный (в следствии сокращения ВВП и ограниченности финансовых ресурсов страны)

б) сознательный (возникающий в следствии дискреционной политики)

3) По направлению бюджетного финансирования

а) активный (характеризуется направлением средств на инвестирование экономики, что способствует росту ВВП)

б) пассивный (характеризуется направлением средств на покрытие текущих расходов)

Причины бюджетного дефицита в Украине:

· увеличение выплат по государственному долгу

· значительный объём социальных трансфертных платежей

· уклонение от уплаты налогов

· значительные затраты на управление

Источники покрытия бюджетного дефицита:

1) государственные займы

2) казначейские обязательства

3) ужесточение налогообложения

4) денежная эмиссия

5) международные кредиты

Государственный долг – накопленная сумма заёмных правительством средств для финансирования дефицита бюджета.

Государственный долг состоит из:

1) задолженности по выпущенным и непогашенным внутренним государственным займам – внутренний долг.

2) Финансовые обязательства страны по отношению к иностранным кредиторам на определённую дату – внешний долг.

Внутренний долг делится на:

Монетизированный – складывающийся из долгов, опосредованных кредитными отношениями государства с банками.

Не монетизированный – складывающийся из невыполненных государством обязательств с населением или хозяйствующими субъектами.

По срокам уплаты различают:

Текущий – срок уплаты по которым наступает в текущем году.

Капитальный – долг, срок уплаты по которому ещё не наступил.

Причины государственного долга:

· Хронический дефицит государственного бюджета

· Превышение темпов роста государственных расходов над государственными доходами

· Дискреционная фискальная политика, направленная на снижение налогового бремени

· Привлечение средств нерезидентов с целью поддержания стабильности национальной валюты

· Действие автономных стабилизаторов

В зависимости от характера влияния государственного долга на экономику может быть краткосрочным («эффект вытеснения инвестиций») и долгосрочным, связанным с накоплением капитала и потреблением будущих поколений.

Последствия государственного долга:

· Сокращение потребления населением страны

· Вытеснение частного капитала и ограничение дальнейшего развития экономики

· Увеличение налогов для обслуживания государственного бюджета

· Перераспределение доходов в пользу собственников государственных облигаций

Управление государственным долгом – это совокупность методов государства, связанных с изучением конъюнктуры на рынке, выпусков новых займов с выплатой процентов по займам, проведение конверсий (изменение условий доходности), проведение консолидации (изменение срока займа), определение ставок процента по государственному кредиту, а так же погашением ранее выпущенных займов, срок уплаты по которым уже наступил.

Рефинансирование государственного долга – выпуск новых займов для того, чтобы рассчитаться с собственниками облигаций прежних займов.


Фискальная политика государства - 5.0 out of 5 based on 1 vote

Лекция №-9.

Фискальная политика


План


1. Фискальная политика, ее цели и инструменты.

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос.

3. Виды фискальной политики.

4. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупное предложение.

Достоинства и недостатки фискальной политики.


1. Фискальная политика, ее цели и инструменты


Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета. (Поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой.)

Целями фискальной политики как любой стабилизационной (антициклической) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение: 1) стабильного экономического роста; 2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы); 3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

Фискальная политика - это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности. Фискальную политику проводит правительство.

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: 1) государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты.


2. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос


Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос разное. Из формулы совокупного спроса: AD = C + I + G + Xn следует, что государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое воздействие на совокупный спрос, а налоги и трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов (С) и инвестиционных расходов (I).

При этом рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос, а их сокращение ведет к уменьшению совокупного спроса, так как государственные закупки является частью совокупных расходов.

Рост трансфертов также увеличивает совокупный спрос. С одной стороны, поскольку при увеличении социальных трансфертных выплат (social benefits) увеличивается личный доход домохозяйств, а, следовательно, при прочих равных условиях растет располагаемый доход, что увеличивает потребительские расходы. С другой стороны, увеличение трансфертных выплат фирмам (субсидий) увеличивает возможности внутреннего финансирования фирм, возможности расширения производства, что ведет к росту инвестиционных расходов. Сокращение трансфертов уменьшает совокупный спрос.

Рост налогов действует в противоположном направлении. Увеличение налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается нераспределенная прибыль, являющаяся источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса. Соответственно снижение налогов увеличивает совокупный спрос. Снижение налогов ведет к сдвигу кривой AD вправо, что обусловливает рост реального ВНП.

Поэтому инструменты фискальной политики могут использоваться для стабилизации экономики на разных фазах экономического цикла.

Причем, из простой кейнсианской модели (модели «Кейнсианского креста») следует, что все инструменты фискальной политики (государственные закупки, налоги и трансферты) имеют мультипликативный эффект воздействия на экономику, поэтому, по мнению Кейнса и его последователей, регулирование экономики должно проводиться правительством с помощью инструментов именно фискальной политики, и прежде всего с помощью изменения величины государственных закупок, так как они имеют наибольший мультипликативный эффект. Механизм и мультипликативный эффект воздействия каждого из инструментов фискальной политики - государственных закупок, налогов (аккордных и подоходных) и трансфертов - на совокупный спрос в кейнсианской модели (модели кейнсианского креста) был подробно рассмотрен в лекции №6.


3. Виды фискальной политики


В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики: 1) стимулирующую и 2) сдерживающую.


Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде (рис. 1(а)), имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают: а) увеличение государственных закупок; б) снижение налогов; в) увеличение трансфертов.

Сдерживающаая фискальная политика используется при буме (при пере греве экономики) (рис.1.(б)), имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются:

а) сокращение государственных закупок;

б) увеличение налогов;

в) сокращение трансфертов.

Кроме того, различают фискальную политику: 1) дискреционную и 2) автоматическую (недискреционную).

Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики.фискальный политика налог трансферт

Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется , но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся: 1) подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций); 2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость); 3) пособия по безработице; 4) пособия по бедности.

Рассмотрим механизм воздействия встроенных стабилизаторов на экономику.

Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень деловой активности (Y) сокращается, а поскольку налоговая функция имеет вид: Т = tY (где Т - величина налоговых поступлений, t - ставка налога, а Y - величина совокупного дохода (выпуска)), то величина налоговых поступлений уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда величина фактического выпуска максимальна, налоговые поступления увеличиваются. Заметим, что ставка налога остается неизменной. Однако налоги - это изъятия из экономики, сокращающие поток расходов и, следовательно, доходов (вспомним модель кругооборота). Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при перегреве максимальны. Таким образом, из-за наличия налогов (даже аккордных, т.е. автономных) экономика как бы автоматически «остужается» при перегреве и «подогревается» при рецессии. Как было показано в главе 9, появление в экономике подоходных налогов уменьшает величину мультипликатора (мультипликатор при отсутствии ставки подоходного налога больше, чем при ее наличии: > ), что усиливает стабилизационный эффект воздействия на экономику подоходного налога. Очевидно, что наиболее сильное стабилизирующее воздействие на экономику оказывает прогрессивный подоходный налог.

Налог на добавленную стоимость (НДС) обеспечивает встроенную стабильность следующим образом. При рецессии объем продаж сокращается, а поскольку НДС является косвенным налогом, частью цены товара, то при падении объема продаж налоговые поступления от косвенных налогов (изъятия из экономики) сокращаются. При перегреве, наоборот, поскольку растут совокупные доходы, объем продаж увеличивается, что увеличивает поступления от косвенных налогов. Экономика автоматически стабилизируется.

Что касается пособий по безработице и по бедности, то общая сумма их выплат увеличивается при спаде (по мере того, как люди начинают терять работу и нищать) и сокращаются при буме, когда наблюдается «сверхзанятость» и рост доходов. (Очевидно, что для того, чтобы получать пособие по безработице, нужно быть безработным, а чтобы получать пособие по бедности, нужно быть очень бедным). Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику. Их выплата способствует росту доходов, а, следовательно, расходов, что стимулирует подъем экономики при спаде. Уменьшение же общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.

В развитых странах экономика на 2/3 регулируется с помощью дискреционной фискальной политики и на 1/3 - за счет действия встроенных стабилизаторов.


4. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупное предложение


Следует иметь в виду, что такие инструменты фискальной политики как налоги и трансферты действуют не только на совокупный спрос, но и на совокупное предложение. Как уже отмечалось, сокращение налогов и увеличение трансфертов могут использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя рост совокупных расходов, а, следовательно, деловую активность и уровень занятости. Однако следует иметь в виду, что в кейнсианской модели одновременно с ростом совокупного выпуска снижение налогов и рост трансфертов обусловливает рост уровня цен (от Р1 до Р2 на рис.1(а)), т.е. является проинфляционной мерой (провоцирует инфляцию). Поэтому в период бума (инфляционного разрыва), когда экономика «перегрета» (рис.1(б)), в качестве антиинфляционной меры (уровень цен снижается от Р1 до Р2) и инструментов снижения деловой активности и стабилизации экономики может использоваться увеличение налогов и снижение трансфертов.

Однако поскольку фирмы рассматривают налоги как издержки, то рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а сокращение налогов - к росту деловой активности и объема производства. Подробное изучение воздействия налогов на совокупное предложение принадлежит экономическому советнику президента США Р.Рейгана, американскому экономисту, одному из основоположников концепции «экономической теории предложения» («supply-side economics») Артуру Лафферу. Лаффер построил гипотетическую кривую (рис.2.), с помощью которой показал воздействие изменения ставки налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет. (Гипотетической эта кривая называется потому, что свои выводы Лаффер делал не на основе анализа статистических данных, а на основе гипотезы, т.е. логических рассуждений и теоретического умозаключения).

Используя налоговую функцию: Т = t Y, Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога (t опт.), при которой налоговые поступления максимальны (Т max.). Если увеличить ставку налога, то уровень деловой активности (совокупный выпуск) снизится, и налоговые поступления сократятся, поскольку уменьшится налогооблагаемая база (Y). Поэтому в целях борьбы со стагфляцией (одновременным спадом производства и инфляцией) Лаффер в начале 80-х годов предложил такую меру, как снижение ставки налога (и подоходного, и на прибыль корпораций). Дело в том, что в отличие от воздействия снижения налогов на совокупный спрос, увеличивающего объем производства, но провоцирующего инфляцию, влияние этой меры на совокупное предложение имеет антиинфляционный характер (рис.3), т.е. рост производства (от Y1 до Y*) сочетается в этом случае со снижением уровня цен (от Р1 до Р2).


5. Достоинства и недостатки фискальной политики


К достоинствам фискальной политики следует отнести:

  1. Эффект мультипликатора . Все инструменты фискальной политики, как мы видели, имеют мультипликативный эффект воздействия на величину равновесного совокупного выпуска.
  2. Отсутствие внешнего лага (задержки). Внешний лаг - это период времени между принятием решения об изменении политики и появлением первых результатов ее изменения. Когда правительством принято решение об изменении инструментов фискальной политики, и эти меры вступают в действие, результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быстро. (Как мы увидим в главе 13, внешний лаг характерен для монетарной политики, имеющей сложный передаточный механизм (механизм денежной трансмиссии)).
  3. Наличие автоматических стабилизаторов . Поскольку эти стабилизаторы являются встроенными, то правительству не нужно предпринимать специальных мер по стабилизации экономики. Стабилизация (сглаживание циклических колебаний экономики) происходит автоматически.

Недостатки фискальной политики:

  1. Эффект вытеснения . Экономический смысл этого эффекта состоит в следующем: рост расходов бюджета в период спада (увеличение государственных закупок и/или трансфертов) и/или сокращение доходов бюджета (налогов) ведет к мультипликативному росту совокупного дохода, что увеличивает спрос на деньги и повышает ставку процента на денежном рынке (цену кредита). А поскольку кредиты, в первую очередь, берут фирмы, то удорожание кредитов ведет к сокращению частных инвестиций, т.е. к «вытеснению» части инвестиционных расходов фирм, что ведет к сокращению величины выпуска. Таким образом, часть совокупного объема производства оказывается «вытесненной» (недопроизведенной) из-за сокращения величины частных инвестиционных расходов в результате роста ставки процента благодаря проведению правительством стимулирующей фискальной политики.
  2. Наличие внутреннего лага . Внутренний лаг - это период времени между возникновением необходимости изменения политики и принятием решения о ее изменении. Решения об изменении инструментов фискальной политики принимает правительство, однако введение их в действие невозможно без обсуждения и утверждения этих решений законодательным органом власти (Парламентом, Конгрессом, Государственной думой и т.п.), т.е. придания им силы закона. Эти обсуждения и согласования могут потребовать длительного периода времени. Кроме того, они вступают в действие, начиная только со следующего финансового года, что еще больше увеличивает лаг. За этот период времени ситуация в экономике может измениться. Так, если первоначально в экономике была рецессия, и были разработаны меры стимулирующей фискальной политики, то в момент начала их действия в экономике уже может начаться подъем. В результате дополнительное стимулирование может привести экономику к перегреву и спровоцировать инфляцию, т.е. оказать дестабилизирующее действие на экономику. И наоборот, меры сдерживающей фискальной политики, разработанные в период бума, из-за наличия продолжительного внутреннего лага могут усугубить спад.
  3. Неопределенность. Этот недостаток характерен не только для фискальной, но и для монетарной политики. Неопределенность касается:

Проблемы идентификации экономической ситуации Часто бывает трудно точно определить, например, момент, когда заканчивается период рецессии и начинается оживление или момент, когда подъем превращается в перегрев и т.п. Между тем, поскольку на разных фазах цикла необходимо применять разные виды политики (стимулирующую или сдерживающую), ошибка в определении экономической ситуации и выбор типа экономической политики исходя из такой оценки может привести к дестабилизации экономики

  • проблемы, на какую именно величину следует изменить инструменты государственной политики в каждой данной экономической ситуации. Даже если экономическая ситуация определена правильно, то сложно точно определить, насколько, например, нужно увеличить государственные закупки или сократить налоги, чтобы обеспечить подъем в экономике и достижение потенциального объема выпуска, но не его превышение, т.е. как при этом не допустить перегрев и ускорение инфляции. И наоборот, при проведении сдерживающей фискальной политики как не привести экономику в состояние депрессии.
  • Дефицит бюджета. Противники кейнсианских методов регулирования экономики - монетаристы (monetarists), сторонники теории экономики предложения (supply-side economics) и теории рациональных ожиданий (rational expectations theory) - т.е. представители неоклассического направления в экономической теории считают дефицит государственного бюджета одним из важнейших недостатков фискальной политики. Действительно, инструментами стимулирующей фискальной политики, проводимой при спаде и направленной на увеличение совокупного спроса, выступает увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета, и уменьшение налогов, т.е. доходов бюджета, что ведет к росту дефицита государственного бюджета. Не случайно рецепты государственного регулирования экономики, которые предложил Кейнс, получили название «дефицитного финансирования». Особенно остро проблема бюджетного дефицита проявилась в большинстве развитых стран, использовавших после П мировой войны кейнсианские методы регулирования экономики, в середине 70-х годов, причем, в США возник так называемый «двойной дефицит» («twin debts»), при котором дефицит государственного бюджета сочетался с дефицитом платежного баланса. В связи с этим проблема финансирования дефицита государственного бюджета превратилась в одну из важнейших макроэкономических проблем.
Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

⚡ Фискальная политика ⚡ - это совокупность финансовых мероприятий го­сударства по регулированию правительственных доходов и расходов. Она значительно видоизменяется в зависи­мости от таких стратегических задач, как, например, антикризис­ное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с ин­фляцией.

Современная фискальная политика включает прямые и косвен­ные финансовые методы регулирования экономики.

К прямым относятся способы бюджетного регулирования. За счет бюджета финансируются:

  • а) затраты на расширенное воспро­изводство
  • б) непроизводительные расходы государства
  • в) разви­тие инфраструктуры, научных исследований и т.п.
  • г) проведение структурной политики
  • д) содержание военно-промышленного комплекса и др.

С помощью косвенных методов оказывается воздействие на финансовые возможности производителей товаров и размеры потребительского . Важную роль здесь играет система нало­гообложения. Изменяя ставки налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов и т.п., государство стремится добиться возможно более устойчивых темпов экономического роста и избежать резких взлетов и падений производства.

В зависимости от характера использования прямых и косвенных методов различают два вида фискальной политики государства:

  • а) дискреционную
  • б) политику автоматических стабилиза­торов

Проанализируем их подробнее.

Дискреционная политика


Дискреционная (от лат. discrecio - действующий по своему усмотрению) политика означает следующее. Государство сознательно регулирует свои расходы и налогообложение в целях улучшения экономического положения страны. При этом правительство учитывает следующие проверенные на практике функциональные зависимости между переменными величинами.

Первая зависимость состоит в том, что рост государственных расходов увеличивает (потребление и инвести­ции). Вследствие этого возрастает выпуск продукции и занятость трудоспособного населения.

Другая зависимость показывает, что увеличение суммы налогов уменьшает личный располагаемый доход домашних хозяйств. В этом случае сокращаются спрос и объем выпуска продукции и занятость рабочей силы. И наоборот, снижение налогов ведет к возра­станию покупательских расходов, выпуска продукции и занятости.

Указанные зависимости используются в дискреционной поли­тике для воздействия на экономический цикл. Разумеется, эта политика отличается на разных фазах .

Например, при кризисе проводится политика экономического роста. Для увеличения объема ВНП расширяются государствен­ные расходы, снижаются налоги, причем повышение расходов сочетается с уменьшением налогов. Итогом является уменьшение спада производства.

Когда происходит инфляционный рост производства (подъем, вызванный избыточным спросом), то правительство проводит по­литику сдерживания деловой активности - сокращает государ­ственные расходы, увеличивает налоги. В результате снижается совокупный спрос и соответственно уменьшается объем .

Политика автоматиче­ских (встроенных) стабилизаторов


Второй вид фискальной политики - политика автоматиче­ских (встроенных) стабилизаторов . Автоматический стабили­затор - экономический механизм, который без содействия государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах делового цикла. Основными встроенными стабилизаторами являются налоговые поступления и социальные выплаты.

На фазе подъема, естественно, растут доходы фирм и населения. Но при прогрессивном налогообложении еще быстрее уве­личиваются суммы налогов. В этот период сокращается безработица, улучшается благосостояние малообеспеченных семей. Следовательно, уменьшаются выплаты пособий по и иные социальные расходы государства. Заодно снижается совокупный спрос, а это сдерживает экономический рост.

В фазе кризиса налоговые поступления автоматически уменьшаются, и тем самым сокращается сумма изъятий из доходов фирм и домашних хозяйств. Одновременно возрастают выплаты социального характера, в том числе пособия по безработице. Значит, увеличивается покупательная способность населения, что помогает преодолеть спад производства.