Арт парк символ время работы. На территории завода «Серп и Молот» открывается арт-парк «Символ. Как это сделано

На территории бывшего завода «Серп и Молот» 27 июня открывается арт-парк под названием «Символ», где пройдёт одноимённая выставка произведений паблик-арта. Об этом The Village рассказали представители проекта.

Выставка пройдёт в рамках параллельной программы и продлится до 20 августа. Проект объединит 15 скульптур, инсталляций и арт-объектов молодых художников России. Территория завода «Серп и Молот» станет «пространством для художественного высказывания на тему символа и его значения в эпоху социалистического режима и в наши дни», - говорится в описании проекта.

Среди художников и арт-групп, которые представят свои работы на «Символе», - crocodilePOWER, Recycle Group, KGS, KY16, Георгий Браговский, Иван Горшков, Наталья Тимофеева, Вера Баркалова и другие. По словам организаторов проекта, большинство произведений созданы из найденных на месте заводских объектов.

Изображение арт-объектов предоставлено организаторами «Символа»

Изображение арт-объектов предоставлено организаторами «Символа»

Изображение арт-объектов предоставлено организаторами «Символа»

Также на выставке пройдёт образовательная программа с участием художников проекта и специалистов в области современного искусства, которые поделятся собственным и мировым опытом подобного рода проектов. Встречи будут проходить на территории парка «Символ».

Открытие парка состоится 27 июня в 19:00. Экскурсию по выставке проведут кураторы Яна Смурова, Елена Фадеева, а также сами художники проекта. Адрес арт-парка «Символ»: Золоторожский Вал, дом 11, строение 20.

В Арт-парке "СИМВОЛ" поселились сталевары, Симпсоны и плитка шоколада

27 июня 2016 г. на территории проекта "СИМВОЛ" компании "ДОНСТРОЙ" открылся Арт-парк с групповой выставкой произведений public-art.

Ведущие молодые художники России представили 15 скульптур, инсталляций и арт-объектов, переосмысливающих историю территории завода "Серп и Молот", на которой сегодня строится новый жилой район Москвы "СИМВОЛ". Одноименный Арт-парк стал пространством современного искусства, где встретились прошлое, настоящее и будущее этого места.

Большинство масштабных произведений public-art были созданы из найденных на территории промышленных артефактов и элементов заводских объектов. Участниками выставки стали известные художники и арт-группы: crocodilePOWER, Recycle Group, KGS, KY16, Георгий Браговской, Иван Горшков, Саша Фролова, Павел Киселев, Кристина Романова, Наталья Тимофеева, Алина Чичикова, Екатерина Коваленко и Вера Баркалова.

В числе представленных работ:

Время, Екатерина Коваленко и Вера Баркалова

Скульптура, выполненная из старого мрамора и опутываемая листьями растений, символизирует "время" во множестве аспектов, за что отвечает каждая часть инсталляции. Фигура, выполненная из старого мрамора, привстаёт с места; сезоны сменяются, листья растения опадают. Фотография - проводник между художником и зрителем - символизирует потерянное время, цивилизацию, является метафорой вечно зеленой планеты без каменных джунглей - все то, что люди растратили в мегаполисе. Идея смешанных медиа проявляется в том, что спустя несколько лет выгорает фотография, и скульптура постепенно разрушается, оплетаемая растением. Природа берет верх!

Лабиринт сталеваров, crocodilePOWER

В повести В. Пелевина "Принц Госплана" главный герой бежит по лабиринту компьютерной игры к воображаемой цели, попутно мучаясь вопросом о реальности жизни и происходящих с ним событиях. Наш лабиринт напоминает препятствия, возникающие в компьютерных играх и закрывающие доступ к интересующему объекту. Мы преследовали цель сделать скульптуру недоступной для восприятия в полной мере, оставив возможность увидеть её фрагментами или только с очень близкого расстояния. Невозможность рассмотреть артефакт целиком со стороны аналогична нашим попыткам оценить и измерить прошлое, понять реальность когда-то происходившего и происходящего сейчас.

Житие. Гомер, Recycle Group

Художники иронизируют над популярными образами массовой культуры, приобретшими в современном глобализированном обществе признаки канонизированных святых. Одним из подобных "святых" становится Гомер из популярного американского мультфильма "Симпсоны". Наподобие готических витражей с изображением жития Христа, прославленные герои анимационного фильма занимают свое место в пластиковом витраже, где "фейком" и "фаном" является каждая деталь: коктейльные палочки заменяют стекло, поп-персонажи - святых, арт-территории - сакральное.

Сталевар, Иван Горшков

Эта работа о деформации образов с течением времени. В основе сюжета фигура из скульптурной группы, когда-то украшавшей территорию предприятия. Невозможно заглянуть назад и узнать, о чем думал художник, создававший тех бетонных сталеваров, и как это воспринимали люди. Для людей младших поколений это набор стереотипов - это как пельменная в "советском" стиле. Мы видим, что атрибуты нашего сталевара похожи на "мультяшные", на предметы персонажа из компьютерной игры. Да и сам сталевар тяжело различим в пестром мареве ярких пятен - зыбкий образ, который будто скоро совсем растает, как мираж.

Выставка проходит в рамках параллельной программы V Московской международной биеннале молодого искусства с 27 июня по 20 августа 2016 г.

Организаторы проекта - компания "ДОНСТРОЙ", галерея Триумф и Moscow Public Art fund, при поддержке Правительства Москвы.

Ландшафтный проект Арт-парка разработан архитектурным бюро Wowhaus.

Адрес: Москва, ул. Золоторожский Вал, д.11, корп. 20.

5 мин. пешком от ст. м. "Площадь Ильича" / "Римская".

На заводе «Серп и молот» в районе Рогожской заставы всего пять лет назад перестали плавить сталь и чугун. Завод строили на века, чтобы он мог выдержать бомбовый обстрел, как-никак предприятие работало на оборонный комплекс СССР. Перепрофилировать махину взялась девелоперская компания «Донстрой», украсившая Москву, например, «Триумф-паласом» и «Домом на Мосфильмовской». По ее гендиректора Алены Дерябиной, теперь завод ждет «большое интересное приключение под названием демонтаж и снос». На его месте вырастет элитный площадью почти в 60 га с домами по проектам LDA Design и UHA London - первые занимались Олимпийским парком в Лондоне и готовили концепцию нашего парка Горького, вторые специализируются как раз на жилье в Англии и по всему миру, от Индонезии до Казахстана. Стоимость начинается от 6 млн р. за «однушку»; первую очередь сдадут осенью 2018 года.

Креативная среда, по версии «Донстроя», подразумевает детей, телезнаменитостей и уйму мастер-классов

Однако жизнь на территории «Символа» решили завести уже сегодня: в административном здании, где идет продажа квартир, разместили творческое пространство для лекций и мастер-классов. Наполнением программы занимается руководитель департамента маркетинга «Донстроя» Евгения Колосова, и тут все крайне пестро: от изготовления фетровых бус и телеведущей Авроры на открытии до лекции о моде от преподавательницы «Британки» Илектры Канестри 16 июля.

А на свободном участке у входа в шоу-рум обустроили небольшой арт-парк - честнее было бы назвать его арт-сквером; впоследствии он должен перерасти в ядро «Символа» и занять треть всего комплекса. «Донстрой» вместе с главным архитектором Москвы , что «Символ» будет сконструирован по принципу города-сада, тут возведут концертный зал на 3,5 тысячи человек, территория арт-парка станет видным общественным пространством и сможет конкурировать за внимание с ВДНХ и, скажем, строящимся парком «Зарядье».

Евгения Колосова

Руководитель департамента маркетинга «Донстрой», инициатор проекта

«Арт-парк не первый наш опыт в этом направлении: уже несколько месяцев открыто творческое пространство «Символ», где каждые выходные проходят образовательные и творческие мастер-классы, лекции и воркшопы. Арт-парк - следующий шаг к новому, как это модно говорить, культурному кластеру Москвы. Конечно, создание таких точек притяжения скорее социальные проекты, не подразумевающие прямой монетизации, но они очевидно работают как на узнаваемость, так и на имидж.

Выделять отдельные работы в парке, наверное, неправильно - они существуют в единой среде. Но если все же выбирать, то мне лично оказались близки смыслы, читаемые в инсталляции Екатерины Коваленко и Веры Баркаловой «Время». А еще очень симпатичная скульптура Ивана Горшкова «Сталевар» - он такой красочный и забавный, что просто не может не нравиться».

Как выглядят работы

Саша Фролова объясняет свою надувную спираль так: «Форма скульптуры отражает взаимопроникновение и взаимодействие, движение и трансформацию, присутствие одного в другом»

1 из 5

Детская площадка от бюро Wowhaus и «Сталевар» Ивана Горшкова

2 из 5

Группа Recycle «Житие. Гомер» - витраж с персонажами из «Симпсонов». Цитата из аннотации: «… фейком и фаном является каждая деталь: коктейльные палочки заменяют стекло, поп-персонажи - святых, арт-территории - сакральное».

3 из 5

То же «Житие» крупным планом

4 из 5

Алина Чичикова «Обелиск» - формой действительно похож на монумент из Древнего Египта, в который влиты артефакты, найденные на территории завода «Серп и молот»

5 из 5

Как это сделано

Требование галереи «Триумф», которую позвали курировать арт-парк, было одно: чтобы все работы так или иначе имели отношение к месту. Еще одно ограничение наложило участие «Символа» в параллельной программе - художникам должно быть до 35 лет. В апреле им разослали предложение принять участие в проекте и провели им экскурсию по заводу. Через несколько дней они подготовили первые наброски, еще две недели ушли на доработки и согласования с «Донстроем». 27 июня арт-парк открылся - скорости реализации инициативы позавидует любой музейный менеджер.

Практически все художники решили использовать найденные на заводе предметы, кроме Саши Фроловой, которая выставила свою надувную загогулину, и группы Recycle, предоставивших свою раннюю работу «Житие. Гомер» - витраж с Симпсонами из разноцветных коктейльных палочек. Группа Сrocodile Power выпускников Строгановки Оксаны Симатовой и Петра Голощапова взяла из цеха проката металлическую плиту весом в 50 кг, напоминавшую плитку шоколада, и превратила ее в скульптуру-шоколадку. У Павла Киселева в основу проекта, воспроизводящего фотографию рабочих с завода, положена найденная здесь же решетка от забора в виде солнца. Основатель Воронежского центра современного искусства Иван Горшков доработал найденную здесь же скульптуру сталевара и выкрасил его под мультяшного персонажа. Те же Симатова - Голощапов окружили еще одну найденную композицию из рабочих лабиринтом из красных труб, и это, пожалуй, самая эффектная работа из представленных.

Яна Смурова

Куратор галереи «Триумф»

«В России пока ограничен круг молодых художников, которые могут делать большую паблик-скульптуру. Это не проблема отсутствия талантов, а скорее отсутствия у большинства мастеров жанра опыта реализации масштабных проектов как в плане бюджета, так и пространства мастерских. Самым общим критерием для выбора был возраст художников (до 35 лет), поскольку с самого начала возникла идея включить его в состав параллельной программы молодежной биеннале. Мы провели закрытый конкурс среди двадцати художников, и на основе представленных идей и эскизов провели отбор (их можно посмотреть . - Прим. ред. ). Среди них оказались художники галереи (их трое - Crocodile Power, Киселев, Recycle); те, которых мы знали, но ранее не работали вместе (Тимофеева, Коваленко и Баркалова); но также и ребята, чьи вещи стали для нас настоящим открытием (Браговский, Чичикова, KGS)».

Сам парк оказался крайне скромный по размерам - места в нем хватило на 15 объектов и административное здание; на его крышу можно выбраться и поразглядывать старый завод, куда на время демонтажа и строительства не пускают. Вся территория огорожена. На фоне заборов место выглядит будто бы изъятым из времени и пространства: со всех сторон идет (или стоит - через дорогу) стройка.

С точки зрения ландшафта «Символ» не менее интересен, чем выставленные в нем скульптуры. Он сделан по всем пейзажным канонам современной Москвы. Можно ходить по газонам, а можно - по дорожкам, насыпанным из деревянной стружки. Взгляд цепляет холмистый рельеф, отдельного внимания заслуживает детская площадка в виде гнезд-ульев - издалека она могла бы сойти за арт-объект. Дизайн этого благолепия делали наши старые знакомые - архитектурное бюро Wowhaus.

Анна Ищенко

Гендиректор бюро Wowhaus

«По разным причинам наша изначальная идея секретного сада с тайными тропками и уймой зелени не могла быть реализована в полном объеме. Требовалось новое неожиданное решение, которое бы повело за собой смысл этого места. Предоставить площадку под параллельную программу Биеннале мне кажется стало удачным решением. Художники прониклись духом завода и нашим проектом с холмами и придумали инсталляции.

Обычно объекты ленд-арта находятся на больших расстояниях друг от друга, как, например, в Никола-Ленивце. А здесь все сконцентрировано в одном месте и очень доступно - почти в центре Москвы и бесплатно. Можно по-разному относиться к представленным объектам, но мое мнение такое: в современном искусстве критерии хорошего и плохого крайне расплывчаты и в любом случае каждый акт творчества имеет право на экспонирование. Пусть цветут все цветы! «Донстрой» - молодцы, что придумывают такие нестандартные идеи для продвижения».