Антикризисный план правительства РФ (2015). По проторенной дорожке: раздача денег компаниям. Признать наличие кризисной ситуации

2014 год может стал переломным для России за последние 15 лет. Падение цен на энергоносители, кризис на Украине, который вызвал ряд санкций по отношению к России, привели к ухудшению экономической обстановке внутри страны. Девальвация рубля, падение ВВП и повышенная можно назвать основными экономическими итогами 2014 года.

Базовый прогноз Всемирного Банка предполагает, что средняя цена на нефть составит 78 долларов США за баррель в 2015 году и 80 долларов США за баррель в 2016 году. На этом основании, согласно прогнозу, сокращение реального ВВП составит 0,7% в 2015 году, после чего в 2016 году его рост составит 0,3%.

Такая обстановка потребовала от правительства РФ конкретных мер по стабилизации экономической ситуации в стране, т.к. превентивные меры ЦБ,направленные на поддержание курса рубля, значительного успеха не принесли.

После долгих разговоров и обсуждений, 28 января обнародовало антикризисный план на 2015 год.

Вот список основных задач антикризисной программы, размещенный на сайте Правительства:

  • - поддержка импортозамещения и экспорта по широкой номенклатуре несырьевых, в том числе высокотехнологичных, товаров;
  • - содействие развитию малого и среднего предпринимательства за счёт снижения финансовых и административных издержек;
  • - создание возможностей для привлечения оборотных и инвестиционных ресурсов с приемлемой стоимостью в наиболее значимых секторах экономики, в том числе при реализации государственного оборонного заказа;
  • - компенсация дополнительных инфляционных издержек наиболее уязвимым категориям граждан (пенсионеры, семьи с несколькими детьми);
  • - снижение напряжённости на рынке труда и поддержка эффективной занятости;
  • - оптимизация бюджетных расходов за счёт выявления и сокращения неэффективных затрат, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития и выполнении публичных обязательств;
  • - повышение устойчивости банковской системы и создание механизма санации проблемных системообразующих организаций.

Сам план содержит 60 пунктов."Россия должна строить новые заводы и собирать рекордные урожаи.Прежде всего нужно поддержать нашу действительно очень важную составляющую жизни - это макроэкономическая и социальная стабильность, создать условия для развития промышленности там, где это возможно, естественно, сельского хозяйства, заниматься инновациями. В конечном счете, создать условия для устойчивого экономического роста ", - заключил Дмитрий Медведев.

В правительстве РФ отметили, что "постепенная стабилизация мировых сырьевых рынков и принимаемые совместно с Банком России меры позволят нормализовать ситуацию на валютном рынке и создать условия для существенного снижения номинальных процентных ставок и повышения доступности кредитования. "

Хотя сам план предполагает сокращение федерального бюджета по большинству статей на 10%,а также сокращение расходов на 5% в следующие 3 года, но Силуанов высказался так по этому поводу: "Мы себе ставим задачу: к 2017 году сделать бюджет сбалансированным. Это принципиальная задача. И пусть нам говорят - бюджетное правило. Бюджет надо подстраивать под новые цели! ". Сокращения не коснутся социальных обязательств, обороноспособности страны, поддержки сельского хозяйства и исполнения международных обязательств России, а в основном будут касаться сокращения расходов на бюрократический аппарат.

Планируется произвести структурные реформы, направленные на улучшение работы промышленности и сельского хозяйства, снижение инфляции, возвращение к положительным темпам роста экономики. Необходимо сбалансировать пенсионную системуи систему социальных льгот для населения, стабилизировать налоговую систему, для обеспечения роста малого и среднего бизнеса и притока иностранных инвестиций.

В общем антикризисная программа предусматривает выделение средств в размере 2.3 трлн. рублей. 550 млрд из планируется взять из Фонда национального благосостояния - на докапитализацию Внешэкономбанка (до 300 млрд) и банков (до 250 млрд). Кроме того, документ предусматривает докапитализацию системно значимых банков за счет средств в размере 1 трлн рублей, предоставленных Агентству по страхованию вкладов в 2014 году.

Понятие "антикризисные меры" появилось относительно недавно. Его возникновение было обусловлено началом реформирования хозяйственной сферы России. Далее рассмотрим подробнее, что собой представляет антикризисный план. Пример стратегии также будет описан в статье.

Общие предпосылки

На определенном этапе экономического развития стало очевидно, что страна постепенно входит в состояние кризиса. Это потребовало от власти определенных действий. Необходим был план антикризисного управления. Он должен был кардинально отличаться от хозяйственного регулирования в условиях стабильности. Выход из предполагает зачастую радикальные действия. При этом возникает вопрос о необходимости сохранения этого режима после того, как критическая ситуация пойдет на спад. Безусловно, каким бы глубоким ни был кризис, он однажды закончится.

Цикличность процесса

Как показывает практика экономического развития разных зарубежных стран и особенности становления производственных отношений, кризисы выступают как неотъемлемый элемент любой системы. Неизбежность и неотвратимость периодов подъема и спада имеют место при любом, даже весьма благоприятном государственном режиме. При этом цикличное развитие свойственно не только системе хозяйствования, но и остальным отраслям. В связи с этим всегда должен существовать план антикризисных мер.

Характеристика практической деятельности

Антикризисный план мероприятий представляет собой такую систему, в которой развиты механизмы мониторинга и предвидения спада, анализа природы его возникновения, признаков, вероятности. В ее рамках предусмотрены эффективные методы снижения негативных последствий критической ситуации и использования итогов для формирования более устойчивого режима развития в будущем.

Возможности менеджмента в условиях спада

Эффективность, которой обладают антикризисные меры, связана со искать и подбирать оптимальные варианты выхода из критической ситуации. Люди могут приспосабливаться к проблемам, действовать в соответствии со сложившимися условиями. Мобилизуясь на выход из кризиса, человек использует опыт прошлых тысячелетий. Возможности менеджмента в условиях спада определяются также знанием цикличности процесса развития систем. Это, в свою очередь, позволяет предполагать различные проблемные ситуации и готовиться к ним.

Антикризисная программа как структурный компонент консалтинга

В соответствии с выработанной стратегией на основании накопленного опыта, имеющихся ресурсов и прогнозных оценок составляется схема. Антикризисная программа включает в себя определение длительности, стоимости и конечных результатов менеджмента. Этот важнейший компонент консалтинга позволяет заказчику четко представить существующие проблемы и шансы, с которыми будет связано регулирование ситуации. Консультанты, в свою очередь, после обсуждения основных деталей начинают разрабатывать конкретный антикризисный план мероприятий.

Сроки

Предварительное установление продолжительности и итоговых показателей отражает главный принцип антикризисного управления - создание схемы от конца к началу. Составление схемы действий необходимо не для быстрого решения проблемы и скорого преодоления трудностей, а для достижения поставленных целей к намеченному сроку. Как правило, антикризисный план мероприятий подробно составляется на первую четверть срока. Прогнозирование на более продолжительный период считается нецелесообразным. Это обусловлено тем, что реализация программы впоследствии будет сопряжена с разнообразными неопределенностями. Они могут сделать слишком продолжительный антикризисный план мероприятий фиктивным.

Структура

Антикризисный план мероприятий должен содержать подробный перечень взаимосвязанных действий. При этом по каждому необходимо предоставить следующие сведения:


На срок после первой четверти реализации плана должны быть определены последующие направления действий. По завершении каждого перечисленного выше этапа должен составляться отчет. В нем фиксируется характер проделанной работы и полученные результаты.

Деятельность консультантов

При разработке и последующей реализации антикризисной программы необходимо привлечь всех топ-менеджеров и собственников предприятия. В ряде случаев целесообразно обратиться за помощью к сторонним специалистам. Как показывает практика, привлечение внешних консультантов в условиях кризиса является одним из условий повышения эффективности реализации программы. Но, прежде чем приступить к составлению и воплощению стратегии, менеджер должен определить собственную модель поведения. Для этого ему необходимо четко разобраться в сложившейся ситуации, установить временные пределы принятия решений. Немаловажно располагать и информацией об имеющихся в распоряжении ресурсах, которые могут быть привлечены для преодоления сложностей.

Специфика стратегии

Профессиональная работа по организации выхода из кризиса предполагает моделирование и анализ разных вариантов действий. Стратегия в любой проблемной ситуации определяет три основных направления:

1. Поиск оптимальных путей повышения доходов. Это может быть мобилизация внутренних резервов:

Выход на новые торговые площадки;

Повышение объемов продаж;

Расширение ассортимента продукции и так далее.

Повысить доходы также можно посредством продажи активов, которые не задействованы в текущем производственном процессе с целью погашения задолженности.

2. Изыскание возможностей сокращения затрат. Это может реализовываться за счет уменьшения фонда заработной платы и операционных расходов, отказа от воплощения инвестиционных проектов и так далее.

3. Сокращение финансового периода. Для реализации этой задачи необходимо пересмотреть политику взаимодействия с потребителями, уменьшить отсрочки, попытаться договориться об изменении сроков с поставщиками, сменить дилера или откорректировать

В рамках стратегии должен быть разработан детальный сетевой план-график. В нем должен отражаться весь комплекс действий, намеченных для выполнения, точно определены ответственные лица, источники материальных либо финансовых ресурсов и так далее.

Система показателей

В любом управлении предусмотрена последовательная смена стадий, методов, операций, приемов и способов воздействия на объект. Весь этот процесс отличается закономерным содержанием. Оно включает в себя:

Управление строится на принципах рациональности применения ресурсов, экономии времени, максимальной эффективности. Все это в комплексе формирует соответствующую технологию. Она сводится к подбору и внедрению определенной последовательности, комбинации действий при выработке решения. На ее реализацию оказывают воздействие несколько факторов. Это, в частности, нехватка времени, конфликтность интересов, сложность переплетения проблем, снижение управляемости, высокий уровень риска и степень неопределенности, нарушение баланса власти, воздействие внешней среды, снижение конкурентоспособности.

Технология регулирования

Она представляет собой совокупность действий, осуществляемых последовательно. В их число входит профилактика, предупреждение и преодоление критической ситуации. Антикризисная технология - схема активной деятельности, включающая комплекс ролей, методов, функций и прочих ее элементов.

Важные задачи

Одним из значимых моментов в грамотно организованной деятельности по выходу из кризиса выступает сбор и анализ первичной информации о сложившейся ситуации и оценка деятельности. Эти процедуры могут выполняться по разным методикам, что обуславливается спецификой проблем. при этом рассматривается и в рамках спада, и в обычном режиме.

Особенности анализа

Антикризисный консультант оценивает:

  • Потенциал и кадровый состав предприятия.
  • Уровень адаптации организационного аппарата к изменяющимся условиям.
  • Финансовое состояние.
  • Степень информационной культуры персонала.
  • Изменения в научно-техническом потенциале предприятия и отрасли в целом.
  • Степень воздействия правовой базы.
  • Изменения состояния внешней среды и уровень их влияния на деятельность предприятия.
  • Решения вопросов безопасности.

Антикризисный план: пример

Рассмотрим схему выхода из критической ситуации, разработанную на государственном уровне. Правительство РФ составило антикризисный план на два года. За этот период государство предполагает решить задачи по активизации структурных изменений в хозяйственной сфере страны. В частности, предусмотрена стабилизация работы системообразующих компаний в основных отраслях. В качестве приоритетного направления выступает достижение сбалансированности на рынке труда. В этой связи государство будет стремиться к снижению инфляции и способствовать повышению качества жизни малообеспеченных семей.

РФ на текущий (2015) год включает в себя:

  1. Организацию поддержки экспорта и импортозамещения в разных отраслях, выпускающих несырьевые продукты, в том числе разрабатывающих технологии.
  2. Привлечение инвестиций, в частности в оборонзаказы.
  3. Поддержку среднего и малого предпринимательства посредством снижения налогов и прочих финансовых издержек.
  4. Выплату компенсаций незащищенным категориям граждан (пенсионерам, многодетным семьям). Снижение расходов бюджета по неэффективным статьям.
  5. Повышение устойчивости и совершенствование банковской системы.

Антикризисный план Правительства РФ ставит задачу по сокращению бюджетных расходов на 10%. Для ее реализации будут снижаться расходы на содержание органов госвласти, уменьшаться оплаты услуг высокой комфортности.

Справочные материалы по антикризисному управлению

Как перестать орать "все плохо" и с чего начать системные изменения в бизнесе.

Не бойся ошибаться - неудача в семь раз полезнее успеха


М.Е. Литвак

Сегодня уже глупо зарываться в песок и делать вид, что финансового кризиса в России нет. Более того, сегодня не стоит уже кивать на Америку, где все началось, поскольку обнажились сугубо российские проблемы. И касаются они не только состояния фондового рынка и банковской системы. Проблемы носят системный характер и не решаются в одночасье.

Можно, конечно, пытаться анализировать ситуацию, разгадывать "игру интересов" или делать прогнозы...

Но этот материал о том - ЧТО ДЕЛАТЬ для сохранения и укрепления бизнеса тем, кто остро ощутил на себе влияние кризиса.

Будем последовательны. Начнем с причин, понимание которых необходимо для выбора модели и стратегии поведения.

Что произошло?

Искусственная перекапитализация экономики (при отсутствии официально такого термина он четко отражает суть происходящего).

Несколько секторов экономики живут на "широкую ногу", искусственно удерживая цены, вызывая их гонку. Непомерно дорогой бензин, недвижимость, кредиты...

При этом:

  1. отсутствие в экономике "длинных денег". Несмотря на многие публичные заверения о доступности кредитов, реально малый (и не только малый) бизнес задыхается, имея возможность использовать только череду коротких займов.
  2. политические риски, которые усиливают существующие внутренние проблемы. В России и так было мало иностранных денег. Сейчас еще и наши выводятся. И такие события как война в Осетии еще больше сдерживают этот процесс.

Факты, с которыми мы имеем дело

  1. закредитованность как юридических, так и физических лиц.
  2. Региональная экспансия банков и политика предоставления относительно дешевых кредитов позволили бизнесу формировать планы развития.
  3. Но банковская система, увы, не продемонстрировала устойчивости. Чуть плохо … и у нас остался 1 банк, доверие к которому ограничивается "хорошей памятью". И это заставляет людей опять прятать деньги под матрасы.
  4. Россия продолжает оставаться сырьевой страной очень зависимой от динамики цен на него. За время удержания высоких цен на нефть, технологический сектор экономики, способный обеспечить устойчивость экономики, так и не развился. Зато появилось огромное количество "мыльных пузырей".
  5. В России очень мало эффективных компаний. Менеджмент разбалован и не строит экономически выгодных схем бизнеса.
  6. Ситуацию усугубляет принцип принятия решений исходя из политических задач, в ущерб экономическим интересам, где государственные компании задают тон.

Следствия

  1. кризис ликвидности/кризис доверия

  2. Запас экономической прочности оказался минимален: вопреки всем исследованиям средний класс в России так и не сформировался. Нарушение cash-flow в 1 месяц оказывается очень критичным. Особенно, в сегодняшних условиях, когда занять деньги просто не у кого. Те, у кого деньги есть, никому не верят и выжидают более выгодной ситуации.
  3. вынужденное сокращение или остановка производства

Что делать?

Предлагаемые ниже действия - системный свод наиболее эффективных антикризисных мер, позволяющих сохранить профиль бизнеса и его управляемость, укрепить экономическую систему компании и обеспечить руководителям гибкость при принятии решений.

Скажу, может быть, простую и где-то банальную вещь - НАЛИЧИЕ ПЛАНА - позволяет действовать последовательно и не поддаваться внешнему эмоциональному фону.

А ПЛАН - это не набор антикризисных мер, а четкая и понятная последовательность действий, которая приводит к ожидаемому результату.

ПЛАН - это альтернатива действий при благоприятном, нормальном или же неблагоприятном развитии ситуации. И хорошо, если он сделан не в пожарном режиме. Надо быть готовым принимать решения, поэтому оценивать и рассматривать надо все варианты.

Еще одна простая вещь - ПЛАН - это то, что НАПИСАНО РУКОВОДИТЕЛЕМ НА БУМАГЕ (а не то, что находиться в голове или в бумагах у сотрудников).

Что делать? Ключевые решения

  1. Сосредоточить усилия на тех позициях (продуктах, услугах, клиентах, рынках), на которых можно заработать быстрее и выгоднее.

В текущей ситуации перед маркетингом компании стоит непростая задача: определить, что рынок готов покупать, в каких объемах и за какую цену?

Прежде всего, нужно оперативно пересмотреть ассортимент. Из текущего продуктового портфеля следует исключить то, что сейчас не продается. Проработать возможные варианты модификации продукта/услуги (если это возможно), которые востребованы рынком и обеспечат быстрые продажи.

Следующий шаг - оценка потенциала продаж в других регионах и переориентация усилий по продажам (если это действительно выгодно).

Возможно, в некоторых случаях пойти на снижение цен, если это позволит получить "живые" деньги быстро.

Корректировка дальнейших действий должна строиться на основе:

  • мониторинга макроэкономических показателей;
  • оценки действий лидеров и аутсайдеров вашего рынка;
  • мониторинга соседних или схожих с вашим рынков;
  • отслеживания поведения конкурентов;
  • анализа выполнения отдельных мероприятий плана и построение причинно-следственных связей.

  • Снижать издержки
  • Оперативные антикризисные меры, позволяющие снизить издержки компании, не затрагивая основного бизнес-процесса, следует осуществлять по следующим направлениям:

  • Анализ существующих инвестиционных проектов.
  • Приостановить те из них, которые в ближайшее время не дадут положительного денежного потока.

  • Использование альтернативных видов сырья/материалов (которые можно купить дешевле или в рассрочку). Оговорюсь, что сделать это можно не во всех случаях, но если возможно, то этой мерой не следует пренебрегать. В некоторых случаях даже некоторое снижение качества (при адекватных ценах) приносит реальный эффект.
  • Провести инвентаризацию /ревизию (если это еще не делается регулярно): выявить излишки материальных запасов и по возможности продать (неликвиды, металлолом, остатки сырья и т.д. - все, что не будет использоваться в течение 3-6 месяцев.)
  • Ужесточить финансовую дисциплину. Правило: сбыт по предоплате, а снабжение в кредит - актуально как никогда.
  • Оттягивание сроков оплаты поставщикам - это антикризисная мера кратковременная и локальная и по сути проблемы не решает.

    Оперативным решением для бизнеса, где цепочка "производитель - конечный потребитель" короткая, может стать создание т.н. "цепочки доверия". Суть ее проста: конечный потребитель называет, сколько продукции он точно продаст, а все поставщики по цепочке корректируют свои планы выпуска. После этого договариваются о порядке получения оплаты от конечного потребителя и о распределении полученной суммы по всем поставщикам.

    Да, хлопотно, да затратно. Но подкрепление юридической ответственности личной повышает гарантии своевременных платежей.

  • Повышать производительность, оптимизировать структуру и численность.
  • Задача повышения производительности труда в одночасье не решается. И полагать, что в ситуации кризиса это произойдет - не совсем верно. Хотя усилия в этом направлении надо предпринимать.

    Если в антикризисном плане не предусмотрено изменение схемы бизнеса, то надо постараться сохранить тех, кто связан с основным производством, не изменяя уровень оплаты труда рядового персонала.

    Резерв оптимизации следует "искать" в системе оплаты труда , компенсаций и льгот высшего административного звена. Кроме этого пересмотреть структуру, максимально исключив лишние управленческие уровни и дублирование функций.

  • Снижать накладные расходы. Пересматривать существующие нормативы и выбирать более экономичные варианты. Накладные расходы - это группа статей, которая, как правило, имеет резерв для снижения, без оказания влияния на основное производство (если речь, конечно, не идет о закрытии бизнеса или о смене его формы).
  • В этом случае принцип сокращения накладных расходов следующий: сократить все, что связано с обслуживанием (до предела, когда начнет страдать основное производство).

    Меньшие накладные расходы, использование аутсорсинга и аутстаффинга, кооперация с конкурентами и партнерами - все это возможные варианты организации работы. При этом под контролем остается основной бизнес-процесс, деятельность с наибольшей добавленной стоимостью.

    Перечисленные антикризисные меры - основа для составления ПЛАНА. И в условиях быстро меняющейся ситуации надо быть готовым оперативно вносить в него изменения.

    Для того, чтобы антикризисный план реально стал рабочим инструментом, а не способом манипуляции, ответственность за его реализацию должна быть ЛИЧНО ЗАКРЕПЛЕНА. Критерий выбора - человек, не заинтересованный в лоббировании интересов функциональных подразделений, в отдельных ситуациях вплоть до введения антикризисного управляющего (управления).

    Если предпринятые антикризисные меры не обеспечивают нужного результата: объем рынка падает, и продажи не обеспечивают выход выше точки безубыточности, - то это сигнал для перехода на новую, альтернативную модель бизнеса.

    И, наконец, последний вариант: если рынок "схлопывается" полностью - надо быть готовым к ликвидации или продаже. И это тоже бизнес-решение. Выгодная продажа бизнеса - вариант, при котором можно сохранить его профиль и схему. И такие варианты в запасе должны быть.

    Вместо заключения

    Про рынок "Всё падает" - это эмоциональная реакция на ситуацию. Всё - "падать" не может. Это очень узкий взгляд на рынок.

    Что падает? Какова ситуация у соседей? Какова ситуация на других рынках? - ответы на эти вопросы выводят на конкретные действия.

    Про доверие

    Почему клиенты замолчали? Боятся? Ждут изменения цены или условий?

    Личное общение позволяет восстановить доверие.

    МЕТКИ:

    1. Причины необходимости антикризисного планирования

    2. Общие правила и положения антикризисного планирования.

    1. Причины необходимости антикризисного планирования

    Каждая компания, каким бы видом деятельности и в какой бы отрасли она ни занималась, должна осуществлять планирование проблемных ситуаций и кризисов. Кризисные ситуации являются естественной, органичной частью процесса развития, и ключ к успеху в бизнесе – это умение эффективно преодолевать их. Наиболее успешные предприятия – это в большинстве своем те, которые имели план действий в случае наступления неизбежного кризиса и прошли через этот путь, обретя новый опыт и новую силу. Чрезвычайно успешные организации – те которые благодаря планированию и использованию своих сильных сторон смогли превратить угрожающие проблемы в позитивные возможности.

    Это довольно очевидный вывод не так уж широко известен руководству большинства компаний. По данным Дж. Капонигро из 500 компаний ежегодно отмечаемых авторитетным журналом для деловых кругов Forbes толькоот 5 до 10% разрабатывают формальный план управления во время кризиса . Для российских компаний этот показатель существенно ниже. Некоторый оптимизм в этом отношении вселяет тот факт, что все большее количество организаций приобретает опыт кризисного планирования и успевает оценить его благоприятные последствия.

    Причины, по которым организации должны осуществлять антикризисное планирование.

    1. Кризисные ситуации случаются в каждой компании.

    2. Многие кризисы можно предотвратить или значительно уменьшить их воздействие до того, как они причинят существенный ущерб.

    3. Правильно подготовленная организация будет действовать более сфокусированно, решительно, и эффективно в случае наступления кризиса.

    4. Когда происходит кризис, нужно принять множество решений, совершить значительное количество действий и подготовить много информационных материалов. Большую часть этой работы можно проделать заранее, без спешки, тщательно обсудив и взвесив все альтернативы.

    5. Вклад персонала организации в принятие антикризисных решений будет существенным, если заранее создать для этого необходимые условия.

    Причины отказа от антикризисного планирования чаще всего носят субъективный характер (т.е. целиком и полностью определяются мнениями, настроениями высшего руководства организации) и просты до банальности. Представим их в виде суждений некоторого руководителя, который объясняет, почему ему не нужно антикризисное планирование, и сделаем соответствующие комментарии.

    1. «Кризис никогда не наступит в нашей компании». Многие владельцы компаний и менеджеры представляют кризисы только как глобальные и разрушительные явления, о которых пишут газеты и снимают телерепортажи (например, катастрофический ураган, крушение поезда или авиакатастрофа). Они сразу отметают возможность того, что нечто подобное может затронуть их бизнес, забывая при этом о более типичных, менее заметных кризисах, которые происходят почти в каждой организации и ставят точку в деятельности сотен тысяч компаний в год. Менеджеры зачастую не видят, что кризис может разрастись из проблем, связанных с качеством продукции, из отношений с клиентами, сотрудниками или акционерами.

    2. «У нас в организации хорошо налажено управление, и во время кризиса мы сможем обойтись без плана». Антикризисное планирование исходит из того, что кризис – совершенно особая форма существования организации, когда не все управленческие навыки, пригодные для «мирной» жизни, хорошо «работают». Для успешного управления кризисом часто необходимо сменить стиль принятия решений и управления в целом, внести изменения в систему контроля, мотивации, управления финансовыми и другими ресурсными потоками. Если руководитель проявляет прекрасные управленческие навыки, еще не факт, что он также хорошо сможет справляться с управлением в кризисной ситуации.

    3. «У нас нет времени строить планы относительно того, что может никогда не случиться». Почти все люди любят откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. Однако большинство этих вещей не делается и завтра. Но если в обыденной жизни такая практика не создает особых проблем, то в АКУ она недопустима. Антикризисное планирование часто оказывается последним в списке дел, когда кажется, что повседневные заботы так насущны, а возможность кризиса так мала. Такая «экономия» времени впоследствии обернется несоизмеримыми потерями, в том числе и времени.

    4. «В нашей отрасли промышленности кризисы просто не случаются». Часто руководители готовы признать, что кризисы происходят в других сферах, таких как защита окружающей среды, химическая промышленность или транспорт, и убеждены, что в их отрасли кризисов никогда не будет. Истина же состоит в том, что проблемы есть в любом бизнесе и, когда им не уделяется должного внимания, они превращаются в полновесный кризис. Хотя некоторые типы кризисов более характерны для одних сфер, чем для других, кризисные ситуации затрагивают все виды бизнеса во всех отраслях.

    5. «Все кризисы разные, поэтому планировать их невозможно». Действительно, у каждого кризиса своя динамика возникновения и развития, поэтому их влияние на организации различно. Однако, можно определить типы наиболее характерных для конкретной компании кризисов, а потом убедиться, что ее руководство хорошо подготовлено к ним. Антикризисное планирование при этих обстоятельствах не только возможно, но и необходимо.

    6. «У нас разработана прекрасная программа связей с общественностью. Нам не нужно делать что-либо еще для антикризисного планирования». Удачная программа по связям с общественностью при общей стабильности и результативности работы организации обеспечивает надежное основание для выживания в кризисе. Однако в полной мере использовать это преимущество можно, лишь дополнив его антикризисным планированием. В этом случае организация будет наилучшим образом подготовлена к АКУ.

    7. «Мы не можем позволить себе взять на работу дополнительно еще одного сотрудника, который будет заниматься антикризисным планированием». Это действительно проблема для малых и средних фирм, для которых содержание дополнительно еще одного высококвалифицированного (и потому высокооплачиваемого) специалиста - непомерная нагрузка. Есть два пути решения этой проблемы: 1) назначить кого-нибудь по совместительству ответственным за антикризисное планирование, предоставив ему время и возможности для самостоятельного изучения методов АКУ посредством чтения книг и посещения занятий в школе бизнеса или в университете; 2) обратиться в консалтинговую фирму соответствующего профиля, чтобы она разработала такую программу. Объективный взгляд третьей стороны в лице опытного специалиста в области АКУ будет полезен и обеспечит завершенность антикризисного плана.

    8. «Наша компания не может позволить себе платить кому-либо за осуществление антикризисного планирования». Напомним, что цена за осуществление антикризисного планирования не стабильна (и, тем более, не стабильно высока), а зависит от ряда факторов. Во-первых, от объема рынка, на котором действует компания. Чем больше рынок и чем он разнообразнее (в том числе территориально), тем дороже будет стоить работа. Во-вторых, от опыта компании в области АКУ – она может самостоятельно проделать значительную часть работы, особенно такой, которая не требует специальных антикризисных знаний и навыков. В-третьих, от того, какое решение будет принято руководством: желает ли оно, чтобы консалтинговая фирма просто разработала проект, а сотрудники организации его воплотили или чтобы фирма осуществляла весь проект от начала до конца, т.е. осуществляла не только разработку проекта, но и внедрение и контроль.

    9. «Мы никогда раньше не занимались кризисным планированием и очень успешно существовали без него». На это можно возразить, что хотя прошлый успех для многих организаций является залогом сегодняшней безопасности, к сожалению, есть и оборотная сторона медали – излишняя самоуверенность. Недальновидная убежденность руководства в том, что если компания прекрасно существовала до сего дня, то вряд ли кризис как-то ее затронет. Всегда необходимо исходить из того, что неизбежный кризис рано или поздно постучится в дверь, и быть во всеоружии.

    До последнего не признававшие проблемы в российской экономике, власти резко изменили мнение и буквально за пару недель разработали антикризисный план , призванный спасти Россию от всех проблем. Заявленные меры поддержки, на первый взгляд, звучат неплохо. Но при более пристальном их изучении становится понятно: они настолько общие, что население почувствует их вряд ли.

    О необходимости срочно спасать российскую экономику Кремль сообщил в самом начале 2015 года. А уже 27 января появилось распоряжение правительства №98-р, содержащее план, который, как утверждают чиновники, «подготовлен в целях обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в период наиболее сильного влияния неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры».

    Что в плане?

    Как заявил премьер Дмитрий Медведев , «антикризисный план состоит из комплекса мер, которые направлены на обеспечение устойчивого развития экономики. Работа будет строиться по трем основным направлениям. Во-первых, это активизация экономического роста, поддержка системообразующих предприятий, малого и среднего бизнеса. Во-вторых, это меры поддержки по отдельным отраслям. В-третьих, обеспечение социальной стабильности».

    План рассчитан на ближайшие два года. Он предполагает «активизацию структурных изменений в российской экономике, стабилизацию работы системообразующих организаций в ключевых отраслях и достижение сбалансированности рынка труда , снижение инфляции и смягчение последствий роста цен на социально значимые товары и услуги для семей с низким уровнем доходов, достижение положительных темпов роста и макроэкономической стабильности в среднесрочной перспективе». По крайней мере, это заявлено в описании документа на сайте правительства.

    В число ключевых направлений деятельности в рамках реализации плана в течение ближайших месяцев входят содействие импортозамещению , развитию малого и среднего предпринимательства, привлечение инвестиций , поддержка незащищенных слоев населения, снижение напряженности на рынке труда и повышение устойчивости банковской системы. Пока на антикризисный план будет потрачено 1,4 трлн рублей, а целом сумма может достичь 2 трлн рублей.

    План потребует больших ресурсов, заявил на заседании правительства первый вице-премьер Игорь Шувалов . По его словам, потратиться придется как бюджету, так и Фонду национального благосостояния. Часть расходов будут косвенными – в виде госгарантий. «Президентом в целом план одобрен», – констатировал вице-премьер.

    Почувствуют ли улучшение граждане?

    В пока еще не утвержденном варианте плана предполагается: докапитализация банков (1 трлн), АПК (600 млрд), социальные обязательства (350 млрд), санация банков (250 млрд), отмечает главный специалист отдела ценных бумаг банка «Интеркоммерц» Иван Кибардин . Данные меры, безусловно, окажут свое позитивное действие на экономику. Особо в этом вопросе хотелось бы выделить вливания в АПК, с целью реализации программы импортозамещения. Но, учитывая невысокую конкуренцию и большие производственные издержки в данной сфере, здесь главная задача – не допустить стремительного роста цен . Как реализация данного плана отразится на гражданах? Данный план рассчитан на улучшение и стабилизацию ситуации в российской экономике. А это значит, в случае его успешной реализации, качество жизни в стране должно улучшиться, полагает эксперт.

    Но слова про «общее улучшение жизни» звучат слишком общо. Почувствует ли его действие на себе каждый россиянин? Далеко не факт. Антикризисный план правительства в целом является довольно несбалансированным, поскольку меры по поддержке экономики в нем только «косметические» и не предполагают по сути структурных реформ, уверена руководитель аналитического департамента ИК «Golden Hills-КапиталЪ АМ» Наталья Самойлова . В сущности, речь идет лишь о выделении денег на поддержку существующей экономической системы – до 2,4 трлн рублей. Однако ни о приватизации крупных госкомпаний, ни о реструктуризации госмонополий речи в данной программе не идет. То есть конкретики очень мало.

    Среди ключевых позитивных моментов – меры по диверсификации экспорта . В частности, предполагается выделение до 150 млрд рублей в качестве кредитных гарантий для обеспечения роста несырьевого экспорта. Если говорить в целом, то такой большой объем программы поможет смягчить ожидаемую рецессию, и в перспективе года-двух будут способствовать выходу экономического роста на положительную траекторию . Однако фундаментально в экономике, к сожалению, ничего в лучшую сторону не изменится, констатирует Самойлова.

    По проторенной дорожке: раздача денег компаниям

    В принципе, примеры подобной поддержки у России есть. Правительство пошло традиционным путем, который оно уже испробовало шесть лет назад, зимой 2009 года, раздав деньги отдельным компаниям и банкам, напоминает начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» Георгий Ващенко . Тогда тоже был составлен список из примерно ста юрлиц, которым оказывалась целевая адресная финансовая помощь. Кстати, банки ВТБ и Москвы тогда тоже попали в число основных получателей господдержки. Вот и на этот раз, все те же лица и те же методы.

    Государство по-прежнему надеется «залить» пожар деньгами. 1,37 трлн рублей направят на рефинансирование (читай, создание новой) задолженности компаний и затыкание дыр в капиталах банков. Примечательно, что не предполагается никакого механизма, который помог бы оценить эффективность расходов, что в свою очередь, позволило бы, при необходимости, корректировать программу помощи и таким образом, выйти из кризиса быстрее и за меньшие деньги.

    Это – другой кризис

    Но и отличия в действиях властей от предыдущего кризиса есть. Во-первых, на этот раз заморожены пенсионные накопления, и они не придут на рынок. А значит, на рост инвестиций в 2015 году можно не надеяться. В 2009 году именно механизм покупки ценных бумаг помог быстро восстановиться активам финансовых учреждений, что привело к перезапуску реального сектора. На интервенции было потрачено всего 150 млрд рублей, это в девять раз меньше, чем планируется потратить сейчас. Острая фаза кризиса продлилась около года, и именно дешевизна активов и уверенность в будущем была мощным стимулом для инвестиций, что помогло быстро преодолеть негативные последствия.

    Во-вторых, продекларирована поддержка малому бизнесу. Видимо, есть понимание, что в крупных предприятиях не обойдется без сокращений. Кстати, первые разговоры о том, что необходимо снизить административное давление на бизнес, появились как раз зимой 2009 года. Как мы видим, тема по-прежнему актуальна. Но льготы в основном отданы на откуп регионам, а они ограничены в своих финансовых возможностях. Ни один регион пока не продекларировал полное освобождение от сборов для новых предпринимателей.

    В-третьих, произошел отказ от стимулирования экономического роста рыночными методами. Ставка в борьбе с кризисом сделана не на развитие бизнеса, а на выполнение соцобязательств. Экономика не получит дешевых кредитов, а потребительский спрос будет предоставлен сам себе. Вполне возможно, что таким образом был выбран путь наиболее долгого восстановления. Из заявлений чиновников следует, что на этот раз быстрого подъема экономики не ожидается, и «дно» продлится не менее двух-трех лет. Это чревато тем, что частные инвестиции могут не торопиться, пока не пробьются первые ростки (не снизится инфляция), а они, в свою очередь, не появятся из ниоткуда, кроме как из инвестиций. Банк России , попавший под огонь критики за курс рубля и высокие ставки, по прежнему предпочитает проводить политику «сначала научитесь прыгать, потом налью воду в бассейн» (сначала низкая инфляция, потом дешевые деньги).

    Отвратительный внешний фон

    Ситуация усугубляется и другими особенностями, которых не было шесть лет назад: снижением инвестиционных рейтингов РФ , международными санкциями, ухудшением внешнеполитической обстановки. Это приведет к более быстрому расходованию ресурсов, которые рискуют оказаться дефицитными, если положение не улучшится. При этом отсутствует четкий план импортозамещения, видимо, предполагается, что конкретно в этом вопросе должен действовать рыночный механизм.

    Фактически, считает Георгий Ващенко, ситуация в экономике будет зависеть от того, что закончится первым: низкие цены на нефть или резервы правительства. Помимо них, в бой могут быть брошены пенсионные резервы и средства граждан. Запасов хватит примерно на три года, если к этому времени не будет разработан и внедрен «план Б» , направленный на стимулирование потребительского спроса, ситуация в экономике может достичь своей низшей точки за последние шесть лет.

    Так-то и в самом деле: нынешний антикризисный план строго «следует в фарватере» тех практик, которые применялись на Западе и у нас, начиная с 2008 года, считает независимый аналитик Дмитрий Адамидов . То есть накачивание экономики деньгами в надежде, что запустится экономический рост. На Западе это привело к росту, но в основном не в реальном секторе, а в финансовом, где надулся очередной пузырь. У нас это привело просто к инфляции, поскольку отечественный финансовый рынок не был настолько емким, чтобы переварить всю эмиссию. Да и отток капитала никто не отменял. В общем, и в том и другом случае заявленных целей достигнуто не было. «Правда, лично у меня есть некоторые сомнения, что декларируемые цели вообще кто-то пытался достичь. Реальной задачей было спасти банки, с чем успешно справились», – иронизирует эксперт.

    Сегодня мы и в самом деле видим примерно такую же картину, чуть скорректированную с учетом санкций и сокращения доступности финансирования на Западе. Банкам, безусловно, нужен капитал – и затем, чтобы покрыть ошибки прежних лет, и затем, чтобы замещать западные кредиты для российских заемщиков. Но проблема в том, что наши банки в нынешних условиях регулирования просто не могут эффективно (то есть дешево, на долгий срок, и не нарушая при этом нормативов ЦБ) кредитовать реальный сектор, даже если очень этого хотят. Поэтому есть большая опасность, что большая часть господдержки снова уйдет на финансовые рынки. И это, как в прежние годы, приведет к спекуляциям и инфляции, а не к оживлению реального сектора.

    Нужна реформа институтов, а не докапитализация компаний

    Чтобы этого не случилось, необходима коренная реформа банковской системы. Например, разделение нынешних универсальных банков на расчетные и инвестиционные (кредитующие реальный сектор, оказывающие инвестиционные услуги и т.д.), в отношении которых ЦБ будет использовать разные подходы к регулированию.

    Параллельно с реформой банковской системы целесообразно провести реформу налоговой системы – тут дело даже не в ставках налогов, а в той чрезмерно сложной и противоречивой нормативной базе и административном подходе к сбору налогов. Достаточно сказать, что крупнейшим нарушителем налогового законодательства у нас, по мнению специалистов в налоговой сфере, является сегодня… само государство. Что, конечно, нонсенс, но вместе с тем, как говорится, медицинский факт. Без упрощения расчета налогов и оздоровления налогового администрирования невозможно решить ни проблему «обнала», ни другие важные проблемы в финансовой сфере.

    Нужно защитить институт собственности – без этого рассчитывать на инвестиции невозможно. В свою очередь для защиты института собственности необходима реформа суда. Нужна реформа межбюджетных отношений. Ситуация, когда центр перекладывает на регионы, у которых заведомо денег нет, заботу о развитии малого бизнеса, выглядит по меньшей мере странно.

    Список этот можно продолжать – сегодня требуют решения такие вопросы, как: эффективность антимонопольного регулирования, установление материальной ответственности госслужащих за злоупотребления или причиненный по неосторожности ущерб и т.д. Одним словом, масштабным финансовым вливаниям в идеале должны предшествовать институциональные реформы. Или, если уж с реформами опять запоздали, то хотя бы проводить их параллельно.

    Так или иначе, выиграют от антикризисных мер, в первую очередь, банки и крупные компании, которым действительно может стать несколько легче. Но пойдут ли они на реальное послабление условий предоставления своих услуг рядовым гражданам – вопрос очень спорный. Ну, а социальной сфере остается лишь надеяться, что расходы на нее сокращаться не будут.

    Пока же больше верится в сокращение расходов, которые пообещал Дмитрий Медведев. «Необходимо провести тщательную инвентаризацию всех других расходных статей. По отдельным направлениям траты придется ограничить, в этом году… в среднем на 10%. Конечно, речь должна идти, прежде всего, о неэффективных тратах. Если потребуется, такого рода сокращение может быть продолжено, как минимум, на 5% в год в реальном выражении», – заявил он. Что-что, а сокращать у нас умеют.